Современное кино все больше и больше избегает трудностей, связанных с окружающей средой и человеческой деятельностью. Цифровые технологии и зеленый экран позволяют современному режиссеру воссоздать практически любую локацию в спокойных условиях на студии. Однако как это было раньше, когда зеленые экраны еще не появились и с какими трудностями сталкивались первопроходцы масштабного кино? Все это вы увидите сегодня на примере одной из лучших саг в мире кино – оригинальной трилогии фильма “Звездные войны”.
“Новая надежда”После трудного этапа длиной почти в три года, на протяжении которых долго и нудно искали студию, готовую инвестировать в этот проект, пришло время для начала съемок “Звездных войн” (именно таким было оригинальное название, без указания части). Актеры и съемочная группа спешно покинули Великобританию, не завершив до конца все необходимые приготовления. Оставались также проблемы с некоторыми костюмами (C-3PO и штурмовиков). В это время в США, ILM (Industrial Light & Magic – американская компания, занимающаяся созданием визуальных эффектов к кинофильмам, основана Джорджем Лукасом) пыталась сделать возможной съемку необходимых спецэффектов. В итоге съемки начались хаотично и многие вещи доделывались в самый последний момент. К тому же проблемы, с которыми приходилось сталкиваться, были самыми необычными. К примеру, прибыв на место, обнаружили, что практически все пригодные к проживанию отели были заняты. В них поселились актеры и массовка для фильма “Иисус из Назарета”. Пришлось селиться в комнатах по трое, что кажется приемлемым для жизни студентов в университете, но сложно для людей, отвыкших от такой тесноты и получающих крупные гонорары. Также при перевозке всей техники на место съемок возникла очень большая проблема с местным населением. Все, что было необходимо для съемок прибыло на место ночью. Дело в том, что берберы – местное население пустошей Туниса – носят очень темные одежды и темные сами по себе, из-за чего водители практически не могли видеть их на пути и чуть было не сбили добрый десяток аборигенов.
22 марта 1976 года – первый день съемок. На этот день были запланированы следующие сцены: покупка дроидов R2-D2 и C-3PO, момент, где Люк смотрит на два солнца и сцена, в которой Люк выбегает из дома и понимает, что R2-D2 сбежал. Начало съемок было назначено на 6:30 утра, чтобы получить уникальное необходимое световое сопровождение. Тут то и начались первые проблемы. Из-за спешки не была проведена должная проверка и оказалось, что батарейки у дроидов садятся очень быстро, кроме того у R2-D2 не двигалась одна нога. Также были постоянные проблемы с управлением, поскольку дроиды не подчинялись командам и двигались в неправильных направлениях. Особые сложности возникли с R5-D4, красным дроидом, которого Люк купил первым. Оказалось, что будет невозможно снять момент, где у него взрывается верхушка, поскольку там находится вся электронная начинка. В итоге пришлось выпутываться подручными средствами – робота пришлось лишить всей электроники, и тянуть его на веревке, чтобы можно было снять сцену с выходом из строя.
В итоге, провозившись весь день, сняли только эту сцену, а к сцене с исчезновением дроида приступили только вечером. После того, как была отснята вторая сцена, сильно ухудшилась погода, и снять момент с двумя солнцами удалось только лишь 29 марта. В итоге погода так и не нормализовалась полностью и буря, которая разыгралась, мешала съемкам на протяжение всего оставшегося времени. Эти сложности, а также масса других проблем, связанных со съемочным процессом под открытым небом, привели к тому, что Джордж Лукас отказался от идеи быть режиссером последующих серий.
Империя наносит ответный ударКак и в случае с “Новой надеждой”, было принято решение начать снимать на открытой местности, а закончить в студии. В этот раз основные действия разворачивались на ледяной планете Хот, съемки которой были проведены недалеко от норвежского городка Финси. Из-за возросшей популярности необходимо было провести пресс-конференцию, которая прошла в Осло 29 февраля 1979 года. На ней сообщили, что съемки будут начаты 5 марта 1979 года, и что Харрисон Форд приедет позже, а Кэрри Фишер будет присутствовать с самого начала, поскольку она хочет насладиться неповторимой атмосферой на площадке. Но, как и в случае с предыдущей частью, это были всего лишь планы. Проблемы оказались самыми обыденными: не хватало носильщиков, которые смогли бы погрузить весь багаж и аппаратуру в поезд. Кроме того, багажа оказалось значительно больше, чем следовало, поскольку Марк Хэммил взял с собой беременную жену, которая также взяла с собой все, на случай если роды начнутся во время съемок. Но это было еще не все. Оказалось, что поезд банально ждали не на том пути, и выяснилось это все лишь тогда, когда он практически уехал. Можете себе представить суматоху, которая происходила в тот день на вокзале норвежской столицы.
С момента прибытия на место съемок 5 марта 1979 года погода стала стремительно портиться. В горах сошло несколько лавин, что привело к тому, что вся съемочная группа на несколько дней оказалась полностью отрезанной от внешнего мира. Кроме того, сильный снегопад усложнил передвижение между базовым лагерем и местом съемки обороны лагеря повстанцев. Также большие сложности были с окопами, которые были заботливо вырыты для этой же сцены. Их постоянно засыпало снегом, и все время приходилось раскапывать заново.
Не смотря на то, что Ирвин Кершнер, новый режиссер, на этот раз очень тщательно подготовился к съемкам, без проблем, конечно же, не обошлось. На сильном морозе не писали ручки, огромные перчатки мешали снимать операторам, на холоде моментально замерзала и твердела пленка, камеры мгновенно запотевали. Назидание Лукаса, о том, что это будет очень непросто, которое получил Кершнер, постепенно сбывалось.
Для того, чтобы не отставать от графика, режиссер принял решение срочно вызвать Харрисона Форда. После долгих телефонных звонков Форду удалось достать себе билет в Осло. Прибыв в столицу, он не смог попасть в базовый лагерь, поскольку из-за лавин туда просто не ходили поезда. Форд взял билеты до лыжного курорта Гейло, который находился в 30 милях от городка Финси. Там, взяв такси, он добрался до небольшого городка под названием Устаосет, где его ждал менеджер Бьорн Якобсен. Погрузив все вещи на снегоход, взяв с собой бутылку водки, они отправились в базовый лагерь. Удача улыбнулась им, и они не пропали в ночи и смогли добраться до нужного места, впрочем были сильно пьяны. Что не помешало начать съемки уже на следующее утро.
“Возвращение джедая”Начало съемок было назначено на 11 января 1982 года и, к сожалению, также не прошло спокойно, даже с учетом того, что снимали в студии. Ночью в отеле Керри Фишер произошло чрезвычайное происшествие: система вентиляции сломалась и начала распространять токсичные пары в ее комнате. Кроме того, ночью украли машину, которая должна была доставить на студию Марка Хэммила. Также после начала съемок из-за пыли и песка снова сломался R2-D2, который ездил во все стороны, которые только возможно, кроме тех, что были нужны.
Постоянные проблемы создавали и фаны, которые вели себя слишком шумно и постоянно сбивали с толку персонал и актеров. В довершение Энтони Дэниелс, который играл C-3PO, постоянно терялся на местности из-за новой маски робота, которая давала ему очень ограниченное видение происходящего. В итоге, даже после множества прогонов этой сцены, будучи в песке, актер не сориентировался на местности, врезался головой в камень и потерял сознание.
Вот с такими проблемами сталкивались те, кто подарил нам одну из самых фантастических саг всех времен и народов. Седьмая часть будет снята при помощи новых технологий, и наверняка проблем с окружающим миром станет значительно меньше. С другой стороны, меньше проблем – больше времени на подготовку качественного продукта, чего мы и желаем всем будущим авторам, продюссерам и режиссерам кино.
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: