В позапрошлом году мир захлестнула волна хюгге — рецепта счастья по-датски, приправленного кофе с лакрицей, пушистыми пледами и звонким смехом домочадцев. Не успев отойти от хюгге-лихорадки, мир с головой окунулся в еще один скандинавский тренд. «Быть lagom — значит быть умеренным во всем», — поучали нас шведы, и мы охотно следовали их правилам. Как оказалось, кое-что о счастье знают и японцы. Философия жизни «икигай» с острова Окинава сулит последователям долгую, здоровую и наполненную смыслом жизнь. Все эти три течения объединяет уход от традиционных западных гонок за успехом.
Хюгге: датский уютДословного перевода у слова хюгге нет. Предполагается, что оно произошло от норвежского hugga («комфорт»), позже «эмигрировавшего» в английское hug («объятие»). Ведущий специалист по хюгге, антрополог Йеппе Тролле Линнет дал этому явлению следующее определение: «Безопасная среда; ощущение комфорта и радости, особенно дома, в кругу семьи; целенаправленная забота о детях; цивилизованное поведение, комфортное для окружающих, вызывающее приязнь и доверие; дом, который может быть небогатым и обставленным не по последней моде, но чистым и ухоженным». Хюгге не куражится, не меряет успех деньгами и не делит людей на классы.
Слово «хюгге» старинное. Оно появилось в XVIII веке. Климат, история и государственная политика страны — вот откуда берет корни эта философия жизни. Здесь же кроется объяснение, почему хюгге характерно именно для датчан. Местный климат всегда отличался суровостью: дождь в Дании идет примерно 171 день в году, средняя температура — около 17 °С летом и около нуля зимой. Именно погода приучила датчан романтизировать дом, видеть в нем тихую гавань, где можно укрыться от промозглых северных ветров.
Происхождение хюгге во многом связано с историей. Когда-то Датскому Королевству — сильному и влиятельному — принадлежала часть Норвегии, Швеции и Германии. Но с течением времени датчане растеряли завоеванные земли. Конфликт с Бисмарком, по итогам которого страна утратила треть населения, усугубил положение некогда сильной державы и заставил ее сместить фокус с внешнего статуса на внутреннее благополучие. «Все, что мы потеряли вовне, мы отвоюем изнутри», — говорил датский поэт Ханс Петер Хольст. С тех пор датчане возделывают свой сад, используя небольшую территорию по максимуму.
Начиная с XIX века Дания известна социально ориентированной политикой. Это страна, где права и нужды отдельно взятого гражданина ставятся во главу угла. Низкий коэффициент Джини (степень расслоения общества), большие возможности для уязвимых слоев общества (детей и пенсионеров, людей с инвалидностью и временно безработных), бесплатная медицина и образование способствуют чувству экономической защищенности. «Когда базовые потребности человека удовлетворены, появляется возможность для общения, творчества и саморазвития. Именно в таких условиях возникает хюгге», — рассуждает автор книги «Хюгге. Датское искусство счастья» Мари Содерберг.
Той же позиции придерживается автор еще одной книги о хюгге «Маленькая книга хюгге: датский секрет счастья» Майк Викинг, который связывает высокий уровень жизни датчан и хюгге. У большинства из них есть частные дома, они ездят на Tesla и получают зарплаты значительно выше, чем большинство жителей планеты. Благополучная капиталистическая Дания располагает к стилю slow life с его маленькими удовольствиями. Добавьте в эту историю национальные черты датчан, такие как скромность, интровертность, конформизм и стремление к удобствам, — и вы получите датский рецепт счастья и процветания.
Лагом: шведская умеренность«Лагом — широкая идея, прочно укоренившаяся в шведском менталитете. Это слово часто переводят как «умеренность во всем», «не слишком много и не слишком мало». Но по сути лагом — баланс, подходящий именно вам. Например, вода может быть лагом-теплой — комфортной для вас температуры. Работать можно лагом — не переусердствуя, сколько нужно. Брюки могут сидеть на вас лагом — как надо. Это слово можно использовать почти в любом контексте, и в этом его прелесть», — рассуждает автор книги о лагом Ники Брантмарк. Неискушенный в скандинавских трендах читатель может подумать, что лагом возник недавно, как ответ предприимчивых шведов на датское хюгге. Но это предположение в корне неверно. Философия умеренности была присуща шведам еще во времена викингов.
По одной из версий — пожалуй, самой романтичной, — lagom происходит от словосочетания laget om, что в переводе с шведского означает «вокруг группы». В эпоху викингов оно означало справедливое распределение ресурсов внутри коллектива. Представьте: холодным вечером воины Севера сидят у костра и передают по кругу общий рог, наполненный медовухой. Каждый отпивает не слишком много и не слишком мало — так, чтобы досталось всем. Так лагом начал ассоциироваться со шведской умеренностью, когда того, что вам нужно, достаточно, то есть в самый раз.
Также происхождение слова lagom связывают с периодом начала XVII века, когда в шведских текстах стало встречаться слово lag, означавшее «закон» и «группа». Множественное число от слова lag было lagom. Точной информации о том, когда лагом вошел в сознание шведов, нет. Тем не менее его взаимосвязь с коллективистским мышлением прослеживается во всех однокоренных словах. Последняя смысловая трансформация лагом случилась во времена шведского протестантизма. Понятие обрело более пуританский оттенок: им обозначали скромность и заботу о ближних, в обращении с которыми следовало соблюдать справедливость и равенство.
Стремление к справедливости и равенству стало основой шведской социал-демократической модели, благодаря которой страна год за годом занимает первые строчки во всевозможных рейтингах благосостояния и счастья. Богатства Швеции распределены путем справедливых налогов, а равенство закреплено на уровне законов. Похожим образом с датчанами Швеция ведет себя в вопросах внешней политики. «Если вы подойдете к шведу на улице и спросите, когда в современной истории страна участвовала в войне, большинство ответит: «Никогда»», — написала Лола А. Экерстрем в своей книге «Лагом. Секрет шведского благополучия». Отказавшись от имперских амбиций, шведы сконцентрировались на внутреннем процветании.
Тем не менее отличий от хюгге у этой философии довольно много. Датчане воспевают радость от простых, но зачастую бесполезных удовольствий, лагом же учит быть рациональным во всем и не заполнять жизнь ненужным хламом. Дизайн интерьеров из каталогов IKEA (которую, конечно же, придумали шведы) — это сдержанность, минимализм и функциональность в одном флаконе. Шведская кухня — это отказ от полуфабрикатов, легкие натуральные блюда и никакого чувства тяжести в животе. Шведский образ жизни — это занятия спортом на свежем воздухе, а не посиделки дома. Шведская формула осознанного потребления «Reduce — Reuse — Recycle» переводится как «сокращай, используй повторно, перерабатывай». Следуя этому правилу, местные достигли невероятных высот в вопросах экологии. Быть умеренным во всем, заботиться о себе и окружающих и не причинять никому вреда — так звучит формула счастья по-шведски.
Икигай: японский перфекционизмИкигай родом из Японии. Его примерный смысл заключается в следующем: для того чтобы долго и счастливо жить, нужно найти цель (цели) и следовать ей со всей страстью. «Это то, ради чего хочется вставать по утрам», — поясняет автор «Маленькой книги икигай» Кен Моги. Что день за днем заставляет нас просыпаться с первыми лучами солнца, если мы познали икигай? Чашка свежесваренного кофе, звонкий, как колокольчик, смех ребенка, грандиозный проект по спасению планеты от глобального потепления, который вы в скором времени гордо представите своему начальству. Японцы используют слово «икигай» по разным поводам: начиная от мелких ежедневных дел и заканчивая глобальными достижениями.
Слово «икигай» состоит из двух корней: «ики» («жизнь») и «гай» («ценность»). Об этом говорит в своем исследовании специалист по эволюции икигай и доцент Университета Тойо Эйва Акихиро Хасегава. Икигай уходит корнями во времена Хэйан (мирный период в истории Японии с 794 по 1185 год): «Корень gai происходит от kai, по-японски это значит «ракушка» — дело в том, что когда-то ракушки очень ценились. Соответственно, будучи совокупностью этих двух слов, «икигай» буквально означает «ценность жизни»». Что интересно, слово «жизнь» во многих языках означает как жизнь в ее глобальном понимании, так и повседневную жизнь. По словам Хасегавы, в японском языке для этих понятий придумали два разных слова: «»дзинсей» — «вся жизнь» и «сейкацу» — жизнь в настоящем моменте». Икигай же связан с повседневностью: японцы уверены, что, наполняя ее маленькими радостями, вы проживете долго и счастливо.
Икигай обрел общемировую известность совсем недавно. Впервые им заинтересовались в 60-х годах прошлого столетия. Тогда западные геронтологи обратили внимание, что среди японцев продолжительность жизни значительно дольше, чем, например, среди американцев или европейцев. Несмотря на то что икигай стал традиционным для всей Японии, зародился он на острове Окинава, предположительно, в Средние века. Остров известен во всем мире, во-первых, тем, что там придумали карате, а во-вторых — благодаря высокому проценту людей, которым больше 100 лет. Секретов долголетия, по словам самих окинавцев, есть несколько: здоровое питание, взаимная поддержка, на которую щедры жители острова, и, наконец, икигай.
Американский писатель Дэн Бюттнер в своем выступлении на конференции TED «Как дожить до 100 лет» приводит в пример жителей Окинавы, с которыми ему удалось пообщаться лично. Мастер по карате, которому исполнилось 102 года, сказал, что его икигай заключается в совершенствовании боевого искусства. 100-летний рыбак назвал так возможность три раза в неделю ловить рыбу для своей семьи. Женщина 102 лет призналась: икигай — это держать на руках свою прапраправнучку (по ее словам, это все равно что взлететь на небо). Что интересно, согласно исследованию ученых из Университета Осаки, для мужчин икигай был связан с количеством комнат в квартире / доме, годовым доходом и состоянием здоровья, а для женщин — с наличием супруга и семьи как таковой.
Икигай тесно связан с укоренившейся в Японии традицией ранних подъемов. «Страна восходящего солнца», или «происхождение солнца», — так дословно переводится ее название. Японцы долгое время поклонялись этому небесному светилу, считая его символом жизни и энергии. В Новый год местные встают ни свет ни заря (или не ложатся вовсе), чтобы увидеть первый восход солнца. Именно с этой идиллической картины начинается еще один календарный год. Из буддизма икигай впитал умение быть здесь и сейчас и самоотречение, с которым японцы берутся за свое дело. Сюда же входят их национальные черты, такие как трудолюбие и перфекционизм, благодаря которым жители страны Нихон доводят ремесло до небывалого совершенства. От каждого по его способностям, каждому — по икигай.
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: