Ах, ты свинья! Как же ты посмел сотворить такое с “Роллс-Ройсом”?!”, - Праведному возмущению олдскульной англичанки летом 1967-го встретившей размалеванный “Фантом V” Джона Леннона близ лондонского Пикадилли не было предела.
Некогда пафосный лимузин сбросил всю великосветскую спесь. Нарочито консервативные обводы кузова лоснились от кричащей желтой эмали. Крылья, двери, крыша и все что только можно было испещрено затейливыми цыганским узорами, пасторальными цветочками и даже знаком зодиака. “Фантом” эпохи галлюциногенного угара нанес столь чувствительный щелчок по чувствам пожилой леди, что, не придумав ничего лучшего, она в остервенении ткнула богомерзкий “Роллс-Ройс” зонтиком. По-крайней мере, со слов Джон Леннона, обожавшего пересказывать эту историю, все было именно так.
Сегодня над этим эпизодом с готовностью смеются даже люди приближенные к Rolls Royce. "Могу себе представить чувства той дамы, – широко улыбается Джайлс Тейлор, дизайнер создавший Rolls Royce Cullinan. – Так обойтись с “Фантомом” все равно, что покрасить из балончика фасад Букингемского дворца! В этот самый момент вы испытываете на прочность британские элегантность, вежливость и хорошие манеры». Но и Джайлс охотно признает – “Галлюциногенный Роллс-Ройс” один из самых известных автомобилей марки за все годы и один из важнейших символов поп-культуры 60-х. Надеюсь, история этого занимательного автомобиля стоит пяти минут вашего времени…
Свой первый Rolls Royce Леннон купил еще летом 1964-го. Подержанный черно-бордовый лимузин курсировал между Лондоном и новым домом Джона в Кенвуде (графство Суррей). Правда уже через полгода лидер The Beatles задумался об апгрейде. Нужно было во что бы то ни стало уесть менеджера группы Брайана Эпстайна, только-только прикупившего новенький Bentley. Как смириться с подобным, в самом деле?! Леннон отправился к дилеру Rolls Royce в Мейденхеде и заказал топовую модель Phantom V, как сейчас принято говорить, в формате “фулл опшн”. Спустя полгода и 11 тысяч фунтов (порядка 180 тысяч евро на сегодняшние деньги) заказ был исполнен. По всеобщим свидетельствам Джон Леннон был очень плохим водителем, хотя в его гараже помимо Rolls Royce был и Ferrari, и совсем уж экзотический Iso
Забавно, но оформляя заказ на “Фантом” Леннон даже не имел водительских прав. Он вообще не фанател от вождения и получил права последним из “битлов”. В любом случае хорошим водителем Джон так никогда и не стал. За рулем он был невнимателен и рассеян. Дорогу не запоминал категорически, а его скудных технических познаний не хватило бы и на замену стеклоочистителей. Зато Леннон часто попадал в мелкие аварии. Чтобы не оплачивать ремонт за помятые бампера и крылья, он чаще пользовался услугами персонального шофера. Пока Джон расслаблялся на диване, машиной управлял Лес Энтони – верзила с огромными кулаками, ростом за метр девяносто и опытом службы в валлийской армии. Скорее всего именно он 3 июня 1965 года забирал новенький “Фантом V” из автосалона. Битлы отмечают знаменательный день – Джон, наконец, сдал на права!
На тот момент будущий “Галлюциногенный Роллс” был абсолютно черным – от носа до хвоста, включая колеса. Вообще-то Джон просил, чтобы и хромированную решетку радиатора также покрасили в черный цвет, но в Кру на такое “пойтить не смогли”. Шестиметровый лимузин оснащался 6,2-литровым бензиновым V8, мощность которого по тогдашним чопорным “роллсовским” традициями указывалась как “достаточная”. Менее пафосно выглядел 4-ступенчатый “автомат” “Гидраматик” американского производства и огромные барабанные тормоза. Черными на Phantom V поначалу были даже колеса…
Оснащался “Фантом V” по системе все включено. Черная кожаная обивка салона, минибар, отделанный деревянным шпоном, письменный столик, лампы для чтения и даже портативный телевизор забытой ныне английской марки Perdio. В багажнике, в буквальном смысле напоминавшем огромный сундук, обустроили холодильник. Наконец, “Фантом” Леннона стал одним из первых автомобилей в Великобритании с тонированными боковыми стеклами. Дорогая покупка стала ярким символом успеха The Beatles, в середине 60-х взлетевших в топы по обе стороны Атлантики. Особенно Джона забавляло, что такой же Phantom V почти в идентичном окрасе исполнял функции личного транспорта Елизаветы II и королевы-матери. Не раз и не два фанаты ливерпульской четверки принимали королевский экипаж за машину своих любимцев. Салон Phantom V в стоковом заводском исполнении. Много музыки, но диван пока еще не раскладывается в двуспальную кровать с пепельницами…
Всего через полгода в декабре 1965-го обычное плановое ТО вылилось в капитальный апгрейд “Фантома”. Джон лично составил семистраничный список изменений и дополнений, общая стоимость которых приблизилась к двум тысячам фунтов. Именно тогда в салоне Phantom V появился диван, раскладывающийся в полноценную двуспальную кровать с огромными пепельницами в подлокотниках. Также была инсталлирована самая совершенная на тот момент музыкальная система, включавшая компактный проигрыватель грампластинок Philips Auto-Mignon AG 2101, катушечный магнитофон Philips, радиотелефон Sterno и даже более современный телевизор Sony. Для общения с водителем – Лесом Энтони – Джон использовал интерком. Впрочем, чаще с помощью 'громкой связи' Леннон пугал прохожих
Впрочем, прием все равно был так себе и телек Леннон почти не включал. Зато полюбил другое развлечение. Для связи с водителем в машине был установлен интерком, а смонтированные в колесных арках динамики предоставляли обитателям салона счастливую возможность общаться с внешним миром. Джон пользовался этой возможностью часто и с видимым удовольствием. “Вы не могли бы переходить дорогу чуть побыстрее, сэр?!” – неслось из черного лимузина, когда прохожий по мнению Леннона, слишком медленно топал по зебре. Довольный произведенным эффектом, Джон записал на пленку звуки взрывов и рев реактивных двигателей из звуковых архивов, чтобы потом транслировать их через внешний интерком. Справедливости ради, от его музыкальной шкатулки на колесах доставалось не только рядовым налогоплательщикам. Суровое, рабоче-крестьянское чувство юмора Леннона не делало исключений ни для кого. Как-то 'под раздачу' Джону попался даже основатель и гитарист Rolling Stone Брайан Джонс…
– Помню мы ехали с Джоном в его “Фантоме” и около Гайд-парка увидели Брайана Джонса – основателя “Роллинг Стоунз”, – вспоминал подвиги молодости Пол МакКартни. – Его легко было узнать по пышной шевелюре. Он сидел на диване своего “Остин-Принцесс” и нервно затягивался сигаретой. Хотя скорее всего это была не просто сигарета… Джон тут же включил интерком: "Остановитесь! Немедленно остановитесь! Брайан Джонс, вы арестованы! Остановитесь!” Видели бы вы лицо бедняги Брайана в тот момент – он действительно подумал, что его собираются арестовать! К концу 1966-го одометр “Фантома” показывал уже 20 тысяч миль – последствия длительной командировки в Испанию. На юг Леннон отправился, чтобы принять участие в съемках фильма “Как я выиграл войну” и распорядился пригнать Rolls Royce к съемочной площадке. Картину снимали в Альмерии. Там было жарко, пыльно, а главное очень скучно. Джону вообще не понравился процесс съемок. Приходилось рано вставать и отбиваться от назойливого внимания. Салон Phantom V после апгрейда. Обратите внимание на гипертрофированные подлокотники
Местные, конечно же, быстро прознали про наведавшуюся в их края знаменитость. Мальчишки постоянно толпились вокруг “Фантома”, в котором Джон коротал время между дублями. Используя свое фирменное оружие – интерком, переключенный на внешние динамики – тот лениво и беззлобно отгонял пацанят. Вот где где пригодились все навороты “Роллс-Ройса”. И затемненные окна, и раскладной диван-кровать, и в особенности мини-бар. Джон или пил, или курил марихуану, которую ему контрабандой привозили в коробках из под конфет. Именно в Альмерии Леннон набросал мелодию и слова новой песни, которую он поначалу назвал “Все не так уж плохо”. В своем окончательном виде она станет знаменитой под именем “Земляничные поля навсегда”. По одной из версий идею 'галлюциногенного' окраса первым предложил именно Ринго Старр
Скука быстро сменилась тоской. Джон расхотел становится кинозвездой. Его все больше раздражала постоянная жара и тучи насекомых. В свою очередь езда по плохим дорогам раньше времени состарила подвеску “Фантома”, а днищем где-то приложились с такой силой, что помяли систему выпуска. В общем сразу по возвращению из испанской командировки “Фантом” запросился на ТО. Подвеску и глушитель починили быстро. Но песок, ветер и не в последнюю очередь шаловливые ручки испанских ребятишек оставили видимые следы на эмали “Роллса”. Кузову явно требовалась перекраска. Вот только похоронно-черный кузов Леннону уже изрядно надоел…
Кто же придумал “Фантому” знаменитый галлюциногенный колер? Версии разнятся. Кто-то считает, что идею подкинул ударник “Битлов” Ринго Стар. Мол, как-то зимой 1967-м Джон вместо Ринго проезжали мимо сельской ярмарки, обратив внимание на ярко-раскрашенные шатры и кибитки с затейливыми цыганскими узорами. – Прикольно было бы раскрасить “Фантом” тем же образом! – проронил Ринго. – Да, прикольно… – чисто на автомате повторил Джон. Впрочем, есть и другая версия. Вроде как красочную идею для Фантома” предложила Марийка Когер – голландский дизайнер, которая в том числе раскрашивала рояль Леннона. В любом случае, идея продемонстрировать окружающим свой эксцентричный вкус, одновременно помахав средним пальцем степенному британскому истеблишменту, оказалась слишком заманчивой, чтобы долго ей сопротивляться.
К официальным представителям Rolls Royce со столь щепетильным запросом можно было даже не обращаться, поэтому Леннон посетил небольшое кузовное ателье J.P. Fallon Ltd. в лондонском пригороде Чертси. Дело было 8 апреля 1967-го, а уже 24 мая художник Стив Уивер выставил счет – 290 фунтов за все удовольствие. Некогда скучный, будто застегнутый на все пуговицы “Фантом” теперь взрывал сознание буйным сочетанием красного, оранжевого, зеленого и синего. Боковые панели украшали цветы и розетки, на всю крышу раскинулось стилизованное изображение Весов – знака Зодиака Джона.
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: