В своей монографии 1872 года «Выражение эмоций у человека и животных» Чарльз Дарвин отмечал, что радость, когда она интенсивна, приводит к различным бесцельным движениям-танцам, хлопанью в ладоши, топанью ногами и т. д. под громкий смех.
Выражение радости, счастья или веселья
Смех действительно обычно рассматривается как выражение радости, счастья или веселья. Это обычно происходит в неформальных социальных ситуациях, обычно в присутствии близкого друга, брата или сестры, опекуна или близкого человека. Хотя смех обычно воспринимается как показатель того, что смеющийся находится в счастливом эмоциональном состоянии, он не является исключительно важным чувством. Очевидно, что можно найти что-то забавное, не заставляя себя смеяться вслух. Он не отвечает на вопрос: в чем счастье человека. Можно притворяться смеющимся, даже когда на самом деле это не смешно. Другие эмоциональные состояния, которые вызывают смех могут включать презрение, смущение и нервозность. Остается определить, является ли смех в этих различных состояниях морфологически различным. При определенных клинических условиях смех может быть вызван у взрослых без их способности контролировать его. В таких случаях он возникает часто и обычно без сопутствующего положительного аффекта. Возникновение таких диссоциаций между моторным актом смеха и связанными с ним аффективными или когнитивными состояниями повышает вероятность того, что чувство находится под контролем множества различных нейронных структур и систем на разных уровнях и что они могут быть избирательно нарушены при патологии.
Эволюционная составляющая смеха
Смех, несомненно, является важным аспектом человеческой природы.
Все общества, кажется, ценят его. Он имеет четкие лицевые и вокальные проявления. Они возникают спонтанно в детстве и сохраняется в течение всей жизни, и это очень приятная социальная деятельность. Все эти аспекты предполагают, что смех может быть разумным кандидатом на психологически адаптивную характеристику. Действительно, ему было отведено особое место в нескольких последних теоретических работах по эволюции человека. Помимо теории ложной тревоги, можно выделить по меньшей мере несколько различных эволюционных объяснений смеха и юмора, но мало проводилось устойчивого эмпирического исследования.
Размышляя о причинах веселого смеха у взрослых людей, Дарвин отмечал что «что-то несообразное или необъяснимое, волнующее удивление и некоторое чувство превосходства у смеющегося, который должен быть в счастливом расположении духа, кажется самой распространенной причиной». Он сравнивал смех, возникающий от действующей щекотки и возникающий от воображения и умелого использования слов и выражений вплетаемых в текст.
Английский философ - материалист Гоббс описывал страсть смеха как «не что иное, как внезапную славу, возникающую из внезапного представления о некотором превосходстве в нас самих по сравнению с немощью других или с нашим собственным прошлым».
Смех и юмор ценны не только тем, что мы смеемся над недостатками других, но и тем, что мы можем смеяться над собственными недостатками и подняться над ними.