Эта женщина совмещала в себе несопоставимые для XVII века вещи — она была монахиней, бунтовщицей и колдуньей. Она стреляла из лука, лечила людей плесенью и имела среди простых людей невероятный авторитет. Как и многие другие неординарные личности, вышедшие из народа, Алена Арзамасская закончила свою жизнь трагически, но даже ее смерть была особой и назидательной.
Спустя три столетия, за право называть Алену Арзамасскую своей, борются три народа: русские, мокшане и эрзяне. Эта женщина родилась в Мордовии в казацкой семье, но стала героиней для всех, кто жил и живет между Окой и Волгой. Родилась Алена недалеко от Арзамаса в казачьем селе Выездная Слобода. Ни год ее рождения, ни детали юных лет жизни история для потомков не сохранила. Известно лишь то, что Алену очень рано выдали замуж за зажиточного крестьянина, который был гораздо старше ее.
Семейная жизнь девушки длилась недолго — вскоре ее муж заболел и умер. Второй раз выйти замуж в то время было непросто, а жить одной еще хуже, поэтому Алена выбрала для себя простой и достойный путь — ушла в Николаевский монастырь в Арзамасе. Честно говоря, именно тогда Алена и получила свое имя, под которым мы ее знаем, так как то, что дали ей при рождении никому неизвестно. Жизнь в монастыре пошла казачке на пользу. Там она не только выучилась читать и писать, но и освоила лекарское дело. В XVII столетии в монастырях лечили травами и молитвами, так как все иное считалось колдовством и порицалось. Но у Алены подход к лечению был особым — она использовала в качестве лекарств синюю плесень, которую собирала в монастырской бане. Мази, изготовленные из субстанции, считавшейся в народе бесполезной и даже вредной, отлично заживляли гнойные раны и кожные болезни.
Местные крестьяне охотно лечились у Алены, но между собой судачили, что без чертовщины ее помощь не обходится. Баня, где брала свое лекарство женщина, традиционно считалась обиталищем нечисти. Но тот факт, что целительница жила в монастыре, несколько успокаивал. Играло свою роль и то, что для многих помощь Алены была последней надеждой на излечение. Исторические источники говорят о том, что Алена провела в монастыре не менее 20 лет, помогая всем, кто к ней обращался за лечением. Покинуть свою обитель ей она решила по очень необычной причине — прониклась идеями Степана Разина, о котором заговорили в 1667 году. Решение принять участие в крестьянской войне к монахине Алене пришло в 1669 году. Она взяла лук и стрелы, села на коня и поехала по окрестным деревням собирать ополчение. Авторитет ведуньи позволил ей за короткое время сколотить отряд из 300–400 человек, с которым женщина одержала свои первые победы над царскими войсками.
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: