В религии индейцев наска не было божеств (см. Культура индейцев наска). Они поклонялись силам природы, олицетворенным в виде мифических существ. Ужасная птица, символизирующая силы небес, - одно из них. Изображения мифической птицы встречаются на ранних керамических изделиях наска. В качестве примера можно привести чашу из коллекции The Metropolitan Museum of Art.
Хищная птица с мощными лапами и огромным клювом обезглавливает людей. На заднем плане изображены летящие копья, снаряды пращи и трофейные головы. Пернатый хищник не всегда отрывает головы. Также встречаются изображения, когда птица поглощает человеческие руки, ноги, внутренности и другие части тела. Один из таких сюжетов представлен на сосуде периода прото-наска из коллекции Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета.
Примерно с 1-2 вв. н.э. изображение Ужасной птицы усложняется. Если до этого образ хищника был вполне натуралистичным, то теперь его дополняют антропоморфными признаками. Чаще всего у птицы появляются человеческие ноги. Тело удлиняется. На голове появляется огромный раздвоенный клюв с белым кончиком. В оперение хищника вплетаются трофейные головы, которые также изображаются между ног птицы и в ее клюве. В нашей коллекции есть сосуд с таким мотивом.
Встречаются и более сложные человекоподобные образы. Хорошим примером является изображение на уникальном сосуде из коллекции Музея Пибоди в Гарвардском университете.
Ужасная птица стоит на длинных человеческих ногах, между которыми находится схематизированная отрубленная человеческая голова. В пышное оперение на спине и в хвосте также вписаны трофейные головы. Интересно, что на этом сосуде у птицы есть дополнительный антропоморфный признак - человеческая рука, которой мифическое существо удерживает еще одну трофейную голову. Часть перьев на хвосте и на тулове хищника представлены в виде змей, вероятно, символизирующих источники воды. Ритуалы подношения голов связаны с плодородием и сельским хозяйством (см. Культ трофейных голов индейцев наска). В этом свете, присутствие змей на изображении вполне объяснимо. В собрании Бруклинского музея в Нью-Йорке также есть сосуд с Ужасной птицей и змеями.
Антропоморфная мифическая птица с одной трофейной головой между человеческих ног и другой в клюве представлена в овалах с четырех сторон. Перья направлены в стороны так, будто изображен полет мифического существа. Овалы окружены образами змей, часть из которых выделены рельефом, ящериц и кактуса Сан Педро, который использовался в качестве наркотического вещества во время ритуальных церемоний. В разрезе это растение напоминает звезду. Именно такие разноцветные звезды мы и видим на этом сосуде между силуэтами змей и ящериц. Еще один интересный двухкамерный сосуд, связывающий образ Ужасной птицы с кактусом Сан Педро, находится в собрании Британского музея в Лондоне.
Верхняя камера представлена в виде фигурного изображения хищной птицы с одной крупной и множеством более мелких стилизованных трофейных голов на крыльях. Мощные лапы с огромными когтями опираются на нижнюю камеру, выполненную в виде кактуса. Связь Ужасной птицы и культа плодородия можно проследить через изображение на сосуде из коллекции Музея Ларко в Лиме.
Трофейные головы в явном виде на росписи вовсе не представлены. Их нет ни между ног мифического существа, ни в клюве, ни в оперении. В то же время, из всех этих стандартных мест размещения человеческих голов прорастают стилизованные побеги растений. Из клюва, кроме ростков, выходят также и змеи, что лишь подчеркивает связь с плодородием. Стоит обратить внимание также и на деталь, присутствующую на всех антропоморфных изображениях Ужасной птицы. Концы перьев практически всегда украшаются стилизованной мордой с длинным языком, что, вероятно, символизирует змей. Таким образом, получается, что на изображениях Ужасной птицы змеи (образ связанный с источниками воды) присутствуют практически всегда. Сюжеты росписи с участием Ужасной птицы были очень популярны у индейцев наска. Ее образ постоянно усложнялся и обрастал новыми деталями до тех пор, пока в 500-600 гг. н.э. что-то не случилось, и мотив внезапно и полностью не исчез из искусства наска. Причины этого не вполне понятны, да вряд ли когда-либо прояснятся. Вероятно, в результате каких-то событий верования наска несколько изменились либо сказалось влияние другой культуры.
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: