«Ладога-Трофи» — это одно из самых значимых внедорожных соревнований в России, которое проходит с 1996 года. На сегодняшний день в стране больше нет ничего подобного. Трофи-рейд «Ладога» является уникальным в мире приключением по сложности и продолжительности маршрутов, количеству и географии участников.
1200 километров бездорожья, 193 экипажа на автомобилях и квадроциклах, а также красивейшие места вокруг Ладожского озера. Самое масштабное российское мероприятие 4×4 проходит на просторах Карелии и Ленинградской области уже в 17-й раз.

Полюбоваться машинами можно только во время старта и финиша в Питере. Слишком уж неудобно строить трибуны на болотах, в песках и скалах. К сожалению, гонка — мероприятие, не рассчитанное на зрителей.

Увидеть все своими глазами можно только одним способом — стать участником трофи. Именно так я и поступил, записавшись на пару дней в фотографы команды SKM Motors, которую возглавляли Роман Семенов и Федор Тощев.


Участники трофи соревнуются в 13-ти группах, они различаются сложностью трасс, размером колес и наворотами оборудования. От «TR-1» — почти обычный «джип», только с каркасом безопасности, лебедкой на бампере и обутый в злую резину:

Помесь трактора, лунохода и железного человека. В народе их называют «котлетами», видимо, за полный фарш реализованных в гаражах инженерных идей.


Кажется, вы уже захотели фотографий с гонки. Не буду тянуть с ними.

Поговорка «Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором» здесь не действует. Электрическое чудо-устройство — лебедка вытаскивает машины из казалось бы безвыходных ситуаций.

Участник пытается разглядеть, в чем же проблема у сломавшейся лебедки:

Дооборудование машины может обойтись в несколько миллионов рублей, но трофи — как раз тот случай, когда руки и опыт успешно конкурируют с большими бюджетами.


Способов прохождения такого участка множество. Можно не раздумывая пролететь на скорости. Можно выйти и изучить дно и глубину. Или, посмотрев на вставшие машины, сразу начать разматывать лебедку, чтобы не терять время:

Любая команда расскажет вам о трофи примерно так: «А потом разулось колесо, стекло разбили бревном, оторвали рычаг, погнули тягу, кончились тормоза, сгорело сцепление».


Трассы разных категорий частично пересекаются. Если надолго задержаться, выбираясь на каком-нибудь спецучастке, то можно встретить квадроциклы:

В гонке они участвуют парами:

Здесь никто не переживает насчет царапин и вмятин. Народ радостно фоткается: «Как классно я ее засадил!»


А ведь потом, когда в городе к их тачке кто-нибудь притрется, будут трогать сантиметровую царапину пальцем, оценивать ущерб, вызывать ГАИ…


Внезапно — девушка! Экипажей с девушками на Ладоге совсем мало:

Перегон от финиша до лагеря. Таких диковинных транспортных средств работники бензоколонки не видели никогда:



Подъем, гонка, финиш, лагерь, палатка, костер и обед — таков ежедневный распорядок. А потом ремонт, ремонт и ремонт до утра:

Большинство участников на вопрос о гонке ответит так: «Мы довольны результатом — вернулись домой на колесах, а не тащили машину на прицепе». Для машин это серьезнейшее испытание.
