История восхождения на камчатский вулкан Толбачик: лавовые языки, вулканические бомбы и дрожь земли
Почти целый год продолжалась активность камчатского вулкана Толбачик, который проснулся (спустя 36 лет своего бездействия) 27 ноября прошлого года. Извержение до неузнаваемости изменило местный камчатский ландшафт и привлекло на край России сотни отчаянных путешественников, жаждущих своими глазами увидеть все величие и великолепие этого невероятного зрелища. Путешественница Настя Чернуха поделилась с Yougoto историей своего восхождения и ретро-снимками, запечатлевшими это событие.
Идея восхождения на Толбачик у меня появилась еще зимой, почти сразу же, как началось извержение. Но, конечно, в тот период на месте работали ученые, вулканологи, и, строго говоря, там было совсем небезопасно, поэтому для путешественников дорога туда была закрыта. Мы собрались в свое путешествие летом, когда с вулкана окончательно сошел снег. Среди участников экспедиции – 16 человек: моя семья и друзья семьи. Все очень опытные туристы, сноубордисты, альпинисты, некоторые из которых – гиды по Камчатке, один геолог и три фотографа: из Петропавловска–Камчатского, Москвы и Вены.
Дорога к активной воронке – очень сложная и заняла 11 часов пути от трассы. Мы разбили наш лагерь у подножия вулкана и провели там в общей сложности 5 дней. Условия пребывания там были по-настоящему экстремальными. Начиная с того, что там совсем не было питьевой воды, и воду на 16 человек нам пришлось везти прямиком из города. Для того, чтобы обеспечить условия комфортного пребывания, необходимо было организовать лагерь на не продуваемой площадке. У нас это получилось: компактно расположенный лагерь стоял вблизи одного из остывших лавовых потоков.
Когда мы приехали на место, засомневались, что вообще сможем взойти на вулкан. Из-за дыма и тумана видимость была практически нулевая, дул сильный ветер, накрапывал моросящий дождь – было совершенно не понятно, на сколько это все могло затянуться. К тому же несмотря на середину августа, было очень холодно: меня едва спасали пуховая куртка, двое штанов и шапка.
Тем не менее, дух авантюризма звал вперед, и мы все же решили опробовать тропу. Она была уже достаточно хорошо видна, протоптана и отмечена желтыми метками, которые предусмотрительно оставили до нас другие путешественники. Мы записывали тропу на gps–навигатор, чтобы найти обратную дорогу, если туман усилится.
Было жутковато. Но неизвестность манила. Когда в первый день мы дошли до активной воронки, туман на пути начал рассеиваться, но воронка по-прежнему была затянута плотными облаками. Мы слышали, как вулкан выплевывает лаву, но из-за эха не могли определить, куда она летит. Продолжать путь дальше становилось опасно и нам пришлось вернуться в лагерь.
На обратном пути мы нашли два разлома. По сути, это были две пещеры с лавой, которая текла внизу под нами. Мы стояли почти на самом краю этих разломов. Подойти еще ближе было невозможно – кажется, начинали загораться брови и ресницы. К лавовым языкам мы смогли спуститься только вечером, когда они текли уже медленно, и их жар превратился в тепло. Было интересно наблюдать за тем, как густая лава лениво пузырится, вытекает из трещин, находит себе новый путь.
Второй день стал для меня историческим. Никогда прежде я не видела ничего красивее и грандиознее. Погода благоволила, и по уже знакомой тропе мы довольно быстро добрались до вершины. Сложно описать словами то завораживающее зрелище, которое открылось там перед нами.
Огромные раскаленные волны, бурлящие, горящие выплевывают раскаленные “вулканические бомбы”, которые летят в тебя. А ты, надеясь, что каска защитит голову, выдыхаешь: “Воздух!” и удираешь от края кратера.
По началу было довольно страшно подходить к краю кратера: мы видели, как на противоположной стороне воронки осыпаются края. Но любопытство взяло верх! Мы так осмелели, что даже решили изготовить себе несколько трофеев. Это было опасно: нужно было умудриться не попасть под очередную бомбочку, и, когда она упадет, в еще горячую, вбить в нее монетку.
Мы долго стояли наверху, у кратера. И чувствовали, как в прямом смысле под нами дрожала земля. Мы обошли воронку, заняли самую удобную точку обзора и наслаждались всем этим великолепием до глубокой ночи. Вулкан стал гораздо активнее, и лава, еще более яркая, вылетала гораздо выше. Вся земля как будто светилась под ногами: мы стояли на огромной трещине, и земля под нами горела огнем – вот тогда мурашки пробежали по спине.
Ночью мы возвращались в лагерь, подсвечивая себе путь фонариками. Но, периодически останавливаясь, выключали их, чтобы в полной мере насладиться вспышками извержения, языками лавы, вырывающимися из кратера, и непостижимо огромным небом, где триллионы звезд сбились в единый млечный путь.
Я вспоминаю это, и у меня захватывает дух. В ту ночь многим из нас снилось извержение, а в ушах еще долгое время стоял этот звук. Даже не знаю, как его определить. Мощь земли!
Спустя неделю после нашей поездки вулкан потух. Поэтому, мне кажется, это путешествие было для нас большой удачей. Ведь мы стали свидетелями одного из самых невероятных зрелищ, какое только можно вообразить. К сожалению, фотографии не могут передать и сотой доли того, что ты переживаешь, становясь частью этого потрясающего события.
Сегодня на Камчатке продолжается извержение самого высокого вулкана – Ключевская сопка. Очередная его активность была отмечена 17 ноября. Так что у любителей экстремального отдыха по-прежнему есть возможность увидеть извержение своими глазами.
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: