Кунара (близ Екатеринбурга) была подгородная деревушка, куда купцы ездили кутить. Там шли деревенские посиделки и супрядки… Деревня была небольшая, но богатая, как все раскольничьи деревни. Она пользовалась плохою репутацией, как притон бродяг. Искони здесь утвердился своеобразный кустарный промысел приготовления домашним способом ассигнаций. И что же мы увидим при въезде в эту деревеньку?
Герб СССР, кресты и купола церквей, всадники на коне, женихи с невестами, дети, голуби, котята, сотни кованых цветов и тысячи каких-то симпатичных завитушек — такое ощущение, что этот дом создавала рука ребенка.
Первое впечатление раскрывшейся психоделической картины: перед тобой огромный печатный пряник. И лишь по какому-то недоразумению его ещё никто не съел. Это самое настоящее воплощение коммунизма, выраженное в архитектуре.
Этот дом им достался от деда Сергея Ивановича. Домик был плохонький и требовал ремонта. Дом выровняли, ставни и ворота поставили — и поехало! Сначала Сергей Иванович сделал на ставни резные наличники, потом ворота украсил, потом цветы сделал на крышу. Так потихонечку всю жизнь что-то делал, трудился над домом.
Возле избушки Кириллова на трассе широкая черная полоса стертой резины. Это наследили тысячи автомобилей, которые едут из Екатеринбурга в Невьянск или из Невьянска в Екатеринбург. Люди, которые сидели за рулем этих машин, увидели этот дом и уже не могли не ударить по тормозам.
Кузнец Сергей Иванович Кириллов уже семь лет как умер. Но все, кто его знал, говорят, что душа его была точно такой же, как дом, который он построил.
Сегодня в доме живет жена кузнеца Кириллова — Лидия Харитоновна. Вход в свой дом она не запирает. Вместо замка в двери и воротах есть специальная железная кнопка: нажимаешь — открывается, и любой может зайти во двор. Деревня Кунары стоит вдоль загруженной трассы, ещё ни у кого не поднялась рука такой дом обокрасть.
До самой смерти Кириллов был единственным в Кунарах кузнецом. Работал в колхозе, а дома сделал себе собственную кузню и слесарню. Приходил с работы — и сразу в мастерскую. Возился до 12 ночи, вставал в 4 утра. Если кто-то из односельчан просил что-то изготовить — ни в чем не отказывал. И ещё успевал на всех свадьбах села играть на гармони.
В 1996 году, во время предвыборной кампании, избушку заметили в свердловском отделении партии «Наш дом — Россия». Изображение этого дома оказалось на всех партийных буклетах. Лидия Харитоновна показала мне сертификат, где написано: партия НДР гарантирует помощь хозяевам дома и их потомкам. Как вы думаете, дали хоть копейку? Правильно думаете.
После смерти Сергея Ивановича это чудо начало потихоньку ветшать. Однажды штормовой ветер сбил с крыши пионерку. На фасаде облупилась краска. В свои 78 лет Лидия Харитоновна сама подновить дом была уже не в состоянии. Большинство односельчан тоже пенсионеры. Люди, которые останавливались и фотографировались возле фасада, все время куда-то торопились. Так было до тех пор, пока о доме не узнали в Екатеринбургском музее Невьянской иконы. Снарядили трудовой десант — покрасили фасад, привели в чувства упавшую с крыши девочку, починили печку и оставили Лидии Харитоновне номер телефона — на случай, если опять что-нибудь отвалится или испортится.
Добраться до деревни Кунара, где стоит дом Кирилловых, можно по старому тракту, соединявшему Екатеринбург, Невьянск и Нижний Тагил до постройки магистрали Екатеринбург-Серов. Из Екатеринбурга он идёт через населённые пункты Балтым, Красный Адуй, Мостовское, Верхотурку, Пьянково и Шайдуриху. Кунара примерно в 75 км от Екатеринбурга.
А можно просто проехать Кунару по пути в Невьянск и Верхние Таволги. Дом Кузнецовых Вы никак не пропустите. Кстати, В Кунаре и Шайдурихе это не единственное памятное место. Там, в своё время поработал Павел Бажов и оставил любопытные записи о легендарных случаях в истории этих поселений.
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: