На севере Пермского края, где-то посередине между Солкамском и Чердынью, на левом берегу Камы, лежит село Пянтег. Так бы про него никто ничего и не знал, если бы не старинная деревянная церковь, которая сумела дожить сквозь века до наших дней.
Большое село Пянтег, расположенное на левом берегу широкой Камы, в сорока километрах к югу от Чердыни, — самый древний населенный пункт края. Предполагается даже, что это далекий предшественник города, как бы его первооснова. Однако первое достоверное известие о Пянтеге относится лишь к 1579 году. Тогда это был довольно крупный погост, в котором в 1623 году существовало 22 крестьянских двора и одна деревянная клетская церковь Ильи Пророка.
Сельский магазин.
Сейчас в Пянтеге имеются две церкви — каменная Ильи Пророка и деревянная Богоявленская (в литературе именуется иногда Богородицкой).
Каменная церковь Ильи Пророка выстроена в XIX веке. Она стоит на том месте, где в начале XVII века возвышался одноименный деревянный клетский храм, сгоревший в 1768 году.
Время постройки деревянной церкви Богоявления неизвестно. Обыкновенно ее датируют рубежом XV-XVI веков либо просто относят к XVI веку. При этом считается, что отсутствие указаний на существование в Пянтеге церкви Богоявления даже в источниках XVII века обусловлено тем, что она издавна относилась местным населением к числу часовен, а часовни в описях селении никогда не учитывались.
По своему характеру пянтежская церковь Богоявления предельно проста и выразительна. Это высокий шестигранный в плане храм, величаво поднявшийся вверх прямо с уровня земли. Снабженный с восточной стороны прямоугольным алтарным прирубом, а с западной — небольшим, явно пристроенным впоследствии крыльцом, он всем своим видом напоминает сторожевую башню. Таких храмов нет больше в древнерусском деревянном зодчестве. Стоит он перед длинной шеренгой сельских строений в излучине реки Камы.
В прошлом основной сруб Богоявленской церкви был, по-видимому, несколько выше и венчался довольно высоким деревянным шатром. Шатер этот существовал, очевидно, еще в середине XIX века, во всяком случае в рукописи 1850 года, переданной Ф. Волеговым в начале нынешнего столетия в Пермский музей, сообщается, что тогда под церковью, находившейся уже в ветхом состоянии, существовала кладовая, а сама она завершалась шатровой кровлей.
С шатром Богоявленский храм изображен и на чертеже, приложенном к статье Ф. А. Волегова. Его обрубленный центральный столб до сих пор существует на чердаке шестерика. Сейчас он поддерживает главу и крест церкви. На нем имеются глубокие пазы, куда раньше входили раскосы, крепившие его к срубу. Кроме того, здесь же, на чердаке почти горизонтально лежит лестница, сделанная из тяжелых брусьев. В прошлом она, безусловно, давала возможность подняться к венчавшей шатер главке.
Жизнь в поселке наполовину умерла и этим прекрасна.
Диско-куб.
Половина дома может быть жилой, а половина – заброшенной.
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: