В 2000 году у российской военной элиты появилась уникальная возможность обезопасить свое пребывание в «горячих точках». Специально для этого питерская фирма спроектировала комфортабельный бронеавтомобиль T-98 «Комбат».
Те, кто думают, что буквенно – цифровой индекс «Т-98» в названии «Комбата» скрывает какую-то техническую информацию о машине, ошибаются. «Шифровка» попросту обозначает тему 1998 года. Именно тогда, после двух лет осмысления, у талантливого петербургского конструктора Дмитрия Парфенова (его самодельное купе «Лаура», построенное совместно с Геннадием Хаиновым, в 1985 году прославилось на всю страну, и даже было представлено Михаилу Горбачеву) окончательно сформировалась идея постройки эксклюзивного бронеавтомобиля. На разработку проекта, подготовку документов для сертификации в НАМИ, и, главное, постройку «живой» машины ушло еще два года. И вот в 2000 году первый «Комбат» увидел свет.
По словам разработчика, автомобиль представлял собой новый тип VIP-броневика для обслуживания высшего военного руководства в зоне боевых действий. Стилистикой и габаритами «Комбат» несколько напоминал популярный американский «Хаммер». Однако концептуально в корне отличался от него. «Комбат» не претендовал на лавры вездехода. Он нуждался в дорогах (пусть и плохих) и относительно твердом грунте. Предметом особой гордости создателей являлся кузов «Комбата». Применение для его изготовления высоколегированной шведской стали толщиной 4,7 мм делало его необычайно прочным. А двойная оболочка, сделанная по принципу «корпус в корпусе», с теплоизолирующей воздушной прослойкой, многократно повышала эффект защищенности.
Вариантов исполнения могло быть три. Первый уровень защищал пассажиров от различных видов легкого стрелкового оружия (пистолеты Макарова и ТТ, автомат Узи…). Второй оберегал экипаж от таких напастей, как АКМ или натовская винтовка G3. А машина третьего уровня успешно противостояла более серьезному оружию, например СВД с бронебойной пулей или кумулятивному боеприпасу РПГ-7. В данном случае «Комбат» дооснащался стеклами 100-миллиметровой толщины и керамическим наполнителем. Кузов машины являлся несущим (!), то есть безрамным. При начальном весе 3500 кг «Комбат» был на 800 кг тяжелее рамного Chevrolet Suburban. Несмотря на то, что проект «Т-98» предусматривал два типа кузова, пальму первенства у девятиместного универсала выиграл пятиместный седан. Причем, в целях безопасности данная версия была трехдверной, со входом с левой стороны лишь для водителя.
У любого, кто пробовал закрыть дверь «Комбата», сомнения в надежности автомобиля тут же отпадали – она была сродни вратам сталинского бомбоубежища. Остекление под стать. Даже в базовой версии толщина многослойного стеклянного «пирога» составляла 50 мм, что являлось гарантией защиты от «рядовой» пули. В целях безопасности электроприводом опускания стекла была оснащена лишь водительская дверь. При этом в крыше был предусмотрен огромный люк – как запасной выход – в случае блокировки дверей при повреждении кузова. Кстати, герметичность кузова была почти стопроцентной. Разумеется, при такой изоляции от окружающего мира, было не обойтись без мощной системы кондиционирования воздуха.
Внутри «Комбат» не отличался «королевским» простором, однако располагал более чем приемлемым уровнем комфорта. Особенно, с учетом использования в полевых условиях. При желании заказчика, «Комбат» можно было оснастить всевозможными «изюминками» технического прогресса. Аналогично решался вопрос отделки интерьера. Огромный багажник был способен поглотить уйму необходимых в поездке вещей, включая дополнительный запас топлива. А аппетит у «Комбата» был отменный – от 20 до 35 литров на сотню, в зависимости от условий и стиля езды. Правда, броневик довольствовался 92-м бензином, а вместимость бака составляла 200 литров.
В задних крыльях «Комбата» были предусмотрены емкие инструментальные отсеки, в которых, по мнению автора проекта, можно было бы разместить средства сомообороны. Скажем, миниатюрную ракетную установку. Под пластиковым капотом «Комбата» скрывалась 5,7-литровая «восьмерка» General Motors мощностью 253 л.с. Ее место, по требованию клиента, мог занять 6,5 – литровый турбодизель. Силовой агрегат был практически неуязвим в своем бронированном «колодце». Электроника (со сверхнадежными позолоченными контактами) и воздушные фильтры мотора тоже были хорошо спрятаны от напастей в «сейфе» левого переднего крыла. В правом размещались фильтры салона. Для радиатора, расположенного в носовой части, были предусмотрены стальные жалюзи.
При массе под четыре тонны и 315-миллиметрвом клиренсе броневик разгонялся до 180 км/ч. В силу своей массивности «Комбат» вяло реагировал на акселератор и тормозную педаль. Инерционность требовала упреждающего мышления водителя. Заложником своего веса автомобиль так же становился на зыбкой почве, несмотря на возможность подключения переднего моста и понижающей передачи.
Цена «бункера» на колесах стартовала со $150 000. И до бесконечности. В зависимости от пожеланий заказчика. Кстати, высокую начальную планку во многом определяла ручная сборка. Д.Парфенов надеялся, что его автомобилем заинтересуются люди в высших эшелонах власти. Но этого не произошло. Однако, «Комбат» дожил до наших дней. Причем, почти без изменений. С «профилактической» модернизацией. Единственный значимый момент - автомобиль обзавелся рамой. Впрочем, жесткости машине и так хватало. А переход к рамной конструкции вызван исключительно технологической целесообразностью. Ныне «Комбат» производится в Питере и в Эстонии. Под заказ.
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: