Сегодня мы отправляемся на прогулку по Москве, столице России и, что в нашей статье не маловажно, столице Советского Союза. Именно в это время в Москве были построенные до невероятия оригинальные дома. Точнее сказать 2 дома на всю Москву, да и весь Советский Союз.
Почему такая архитектура не получала популярность, какие плюсы и минусы носит в себе такая оригинальность? Почему власти не осуществили план застройки таких домов в количестве 5-ти штук, и почему именно пять домов?
В 1972 году был построен первый дом необычной формы по разработкам архитектора Евгения Стамо и инженера Александра Маркелова. Дом расположен в районе Очаково-Матвеевское на западе Москвы, на улице Нежинская и имеет форму круга, в простонародье — «Бублик». Жилой дом рассчитан на 913 квартир.
Согласно задумке архитекторов, в преддверии 80-го года, Олимпиады-80, в Москве должно было появится как минимум 5 таких домов, символизирующие олимпийский знак из пяти колец. По сути задумка очень даже интересная. Пять гигантских колец, а нужно отметить, что одно такое кольцо — 155 метров в диаметре, олицетворяющие олимпиаду, обязательно заинтересовало бы иностранцев и это весьма интересная была ба «фишка» СССР. Даже рассматривался план по застройке всей Москвы такими домами. Однако, в итоге от плана отказались.
В таком доме была спланировано все. Огромный двор, в котором были почти все удобства: магазины, аптека, прачечная, ателье и много другое. Архитектурное громило можно было бы смело назвать мини-городом в городе.
Приближался 1980 год, год олимпиады, а в Москве только год назад заканчивают стройку второго такого же дома, снова девяти этажные панельные дома, 26 подъездов и уже 936 квартир. Дом поставили тоже на западе Москвы, в районе Раменки по улице Довженко.
В эти дома переселились тысячи очередников в надежде на счастливое будущее в новом уникальном, с точки зрения архитектуры, круглом доме. Здесь жили выдающиеся актеры театра и кино — заслуженная артистка России Галина Беляева, заслуженный артист РСФСР Савелий Крамаров, а также кинорежиссер, сценарист и поэт Эмиль Лотяну.
В этих домах снимали фильмы: «Курьер», «Трагедия в стиле рок», «Артистка из Грибова» и множество выпусков «Фитилей», а так же круглый дом можно увидеть в финальных кадрах знаменитейшей советской кинокартины «Москва слезам не верит». Один из жителей рассказал: «Осенью 78-го года, поздним вечером просили включить освещение в квартирах, окна которых выходят во двор. И эти круглые панорамные кадры светящихся окон вы все наблюдаете на финальных титрах фильма».
Стоит отметить способ, как архитекторам удалось достичь закругления панельных домов. Весь секрет в том что при постройке панельных домом допускается погрешность в шесть градусов, что и позволило достичь кольца.
Но почему же «Бублики» не получили популярность, а планы о пяти кольцах были развалены? Все очень просто. Одной из важнейшей задачей советского домостроения — это практичность и дешевизна. Круглые дома — дорогие в обслуживании, громоздкие и совершенно неудобные.
Да и теория об олимпийской деревне очень размытая, т.к. готовые дома находятся друг от другая слишком далеко, чтобы из них можно было составить олимпийский знак, а так же дом находящийся на улице Довженко расположен среди двух озер, ручьем, железной дорогой и большой магистралью. Таким образом поставить дома рядом с домом на Довженко просто не возможно.
Как я уже говорил кольца построены из типовых панельных домов, а кто живет в таких домах, а таких много, прекрасно знают какие недочеты в них: щели между панелями, тонкие стены между соседями, отвратительная звукоизоляция. Из-за того что дом круглый, а подъездов аж 26, найти необходимую квартиру — крайне сложно, тем более если к вам пришел гость, который ранее никогда у вас не был. В дальнейшем, удобные большие двор стали напоминать футбольное поле, «пяточек», на котором не возможно ни припарковаться, ни погулять. Звук во дворе раздается по всем квартирам как из колодца, в особенности в вечернее время, если во дворе у кого-то сработает сигнализация то 936 семей будут весьма недовольны.
Строительство панельных домов в стандартном «режиме», т.е. прямоугольные, не очень блещут качеством и ровностью стен, а стены смещенные на 6 градусов и со всем «качеством» работ и вовсе выходит за все рамки ровности, т.е. поклеить обои на такие стены, без изнурительной подготовки — крайне трудоемко.
Подытожим: круглые дома — это несравненно грандиозное украшение города, но к сожалению они слабо вписываются в современную жизнь Москвы. Требования к жилью современного москвича, да и не только москвича, значительно выше качества постройки панельных домов, и уж тем более выше качество обслуживания.
Об домостроении панельных жилых комплексов можно рассуждать долго, но ни для кого не секрет для чего был разработан именно такой план, именно не дорого и практичный. Я считаю что в случае символа Олимпиады, символа гиганта Советской архитектуры нужно было уделить большее вниманию качеству и удобству, так сказать заглянуть в будущее, предположить, что и как нужно предусмотреть чтобы план «Бублик» в результате не рухнул, и был не «Бубликом», а стал символом мощи Советского строительства жилых кварталов.
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: