«Парк ю́рского пери́ода» (англ. Jurassic Park) — научно-фантастический фильм 1993 года режиссёра Стивена Спилберга, основанный на одноимённом романе Майкла Крайтона. Премьера фильма состоялась 9 июня 1993 года. Показ фильма России в 3D и IMAX 3D состоялся 4 апреля 2013 года.
В фильме рассказывается о вымышленном острове, где учёные создали парк развлечений с клонированными динозаврами. Джон Хэммонд (Ричард Аттенборо) приглашает группу учёных, сыгранную Сэмом Ниллом, Джеффом Голдблюмом и Лорой Дерн, чтобы они проинспектировали парк до его открытия. Из-за диверсии, устроенной одним из сотрудников, динозавры прорываются на волю, а технический персонал и посетители пытаются убежать с острова.
Спилберг приобрёл права на роман ещё до его публикации в 1990 году, и Крайтон был нанят для адаптации своего произведения. Дэвид Кепп написал окончательный вариант сценария, в котором отсутствовала большая часть сцен насилия из романа, а также были сделаны многочисленные изменения в характерах героев. Для создания аниматронных моделей динозавров Спилберг пригласил студию Стэна Уинстона, работы которой затем комбинировались с компьютерными спецэффектами, созданными компанией Industrial Light & Magic. Палеонтолог Джек Хорнер был приглашён для помощи художникам и аниматорам в создании реалистичных моделей динозавров. Съёмка фильма проходила с 24 августа по 30 ноября 1992 года на островах Кауаи и Оаху (Гавайский архипелаг), а также в Калифорнии.
«Парк Юрского периода» считается вехой в использовании компьютерных спецэффектов и получил множество положительных отзывов от кинокритиков, которые высоко оценили их качество, хотя реакция на другие элементы картины, например создание персонажей, была неоднозначной.
В мировом прокате фильм заработал 914 000 000 $, став самым успешным на то время фильмом. С учетом проката 3D-версии 2013 года фильм преодолел планку в $1 млрд. На текущий момент фильм находится на 15-ом месте среди самых кассовых фильмов в мировом прокате и шестнадцатым по сборам в США.
А теперь, несколько интересных фактов о самом фильме:
1. Борьба за право экранизировать одноимённый роман Майкла Крайтона началась ещё до его публикации. Главным требованием автора были стартовый гонорар в 1,5 млн. долларов и немалый процент от будущих сборов. Среди заинтересовавшихся романом киностудий были Warner Bros., Columbia Pictures и 20th Century Fox, видевшие в режиссерском кресле соответственно Тима Бёртона, Ричарда Доннера и Джо Данте, но, в конечном счете, в мае 1990 года права достались Universal Pictures и Стивену Спилбергу.
2. Съёмки фильма проходили с 24 августа по 30 ноября 1992 года на Гавайских островах (остров Кауаи) и в Калифорнии.
3. 11 сентября 1992 года ураган Иники обрушился на Гавайские острова, вызвав кратковременную задержку в съемках фильма. Из-за урагана съёмочная группа перебралась на крупнейший остров архипелага Оаху, где была снята сцена с тираннозавром, появляющимся из-за кустов и поедающим мелкого динозавра галлимимуса. Это единственная сцена на открытом воздухе, снятая не на острове Кауаи.
4. Дрожание воды в стакане в салоне Форда при приближении тираннозавра было достигнуто с помощью струны гитары, прикреплённой снизу к подносу, на котором стоял стакан.
5. Аниматронная модель малыша-трицератопса была сконструирована специально для сцены, в которой один из детей решает прокатиться верхом на динозавре. Постановщики спецэффектов бились над этой сценой около года, но в последний момент она была вырезана из финальной версии фильма, поскольку режиссёр посчитал, что сцена неоправданно замедляла бы ход развития событий.
6. Первая актёрская работа Ричарда Аттэнборо после более чем четырнадцатилетнего перерыва. Уважаемый Спилбергом британский актёр Ричард Аттенборо после 14-летнего актёрского перерыва удостоился почётной роли в его фильме в качестве главного героя Джона Хэммонда. При этом “Парк юрского периода” является третьей по счету картиной Спилберга, в которой он делал предложения Аттенборо – Ричард ранее отказался сниматься в двух предыдущих его фильмах.
7. «Парк юрского периода» заработал 914,7 млн. долларов в мировом кинопрокате и в течение четырёх с половиной лет до выхода «Титаника» оставался самым кассовым фильмом за всю историю кино.
8. В сцене рождения динозавров в лаборатории по первоначальному замыслу из яйца вылуплялись трицератопсы, которых позднее заменили на велосирапторов.
9. Рёв тираннозавра состоял из соединённых вместе голосов слонёнка, тигра и аллигатора, а для его дыхания были использованы звуки выдыхания воздуха китом.
10. Режиссёр Стивен Спилберг был настолько уверен в коммерческом успехе «Парка Юрского периода», что он ещё до окончания работы над фильмом приступил к работе над своим следующим проектом, «Списком Шиндлера» (1994), поручив полностью пост-продакшн фильма Джорджу Лукасу.
11. Сцена с рапторами в кухне снималась в день рождения Джозефа Мацелло. По ошибке во время одного из дублей актёр налетел на раптора, получив при этом несколько лёгких ушибов и царапин.
12. Для сцены, где тираннозавр выхватывает динозавра из стаи галлимимусов и пожирает его, был использован звук собаки, трясущей игрушку в своей пасти.
13. Чтобы создать видимость беспилотного автомобиля, движущегося с помощью электроэнергии по рельсу, использовалось скрытое управление, установленное сзади каждой из машин. Водитель был спрятан под брезентом, а для того, чтобы он мог видеть дорогу и происходящее впереди, существовал специальный экран, изображение на который поступало с двух небольших камер. Одна из них была установлена на панели перед рулевым колесом, а вторая на переднем бампере.
14. В кадре, где показываются сувениры, посвящённые будущему «Парку юрского периода» можно заметить книгу «The Making of Jurassic Park» — «Создание Парка Юрского периода» Дона Шея и Джоди Данкан. Эта книга в действительности существовала, и в ней рассказывалось о работе над фильмом.
15. Необычное ружье, которое использует Малдон это Franchi SPAS 12 итальянского производства
16. Все многочисленные сувениры с эмблемой Парка юрского периода (футболки, игрушки, фляжки, упаковки и многое другое), которые можно увидеть в фильме, существовали в действительности и использовались в рекламной кампании проекта.
17. Аниматронная модель тираннозавра в полный рост весила около 6 тонн и была ростом чуть больше 6 метров при длине в 12 метров. Во время съёмок первой атаки тираннозавра, которая происходила в сильный ливень и снималась на закрытой съёмочной площадке, резина, покрывавшая модель, впитала в себя большое количество воды, сделав её ещё более тяжёлой и практически неуправляемой. Обслуживающему персоналу пришлось работать, не покладая рук всю ночь, чтобы высушить тираннозавра. В конечном счете, было принято решение сконструировать специальную платформу над тираннозавром вне поля видимости камеры, которая бы удерживала льющиеся потоки воды.
18. Плюющиеся ядовитой слюной дилофозавры в реальности были значительно больше и не обладали такой редкой способностью. Их размеры были уменьшены ради того, чтобы неискушённые зрители не перепутали их с рапторами.
19. Стивен Спилберг настоял на том, чтобы рапторы были ростом около трёх метров, хотя на тот момент о существовании столь крупных разновидностей не было известно. Уже во время съёмок фильма при раскопках окаменелостей динозавров были обнаружены особи рапторов трёхметрового роста, получившие название Ютарапторов.
20. Когда тираннозавр атаковал машину с Лекс и Тимом внутри, по сценарию стекло не должно было разбиваться, и поэтому испуганные крики детей в этот момент были абсолютно натуральными.
21. Джим Кэрри пробовался на роль доктора Яна Малкольма и, по заявлению кастинг-директора Дженет Хиршенсон, играл ужасно. Несмотря на то, что роль изначально была закреплена за Джеффом Голдблюмом, кастинг на эту роль (на всякий случай) всё же проводился среди других именитых актёров.
22. Во время съёмок между Джеффом Голдблюмом и Лаурой Дёрн возникли романтические отношения – их роман продлился около двух лет, после чего они разошлись.
23. Идея внедрить в фильм мультперсонажа, в доступной форме рассказывающего историю возникновения динозавров, имела большой успех. Как утверждает сценарист Дэвид Кепп: “Я помню, как мы со Спилбергом постоянно спорили о необходимости детального обоснования ДНК-версии в фильме. И один из нас воскликнул: “Так и что же нам прикажете делать? Давайте уже создадим мультяшного персонажа и назовём его мистер ДНК?” – на что другой ответил: “Точно! Так и сделаем!””
24. Существует причина, по которой Малкольм одет во всё чёрное, тогда как Хэммонд – в белое – одежда героев является красноречивым символом их диаметрально противоположных характеров.
25. Пасхалка – фрагмент из культового фильма Спилберга “Челюсти” на экране компьютеров программиста Недри.
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: