Все знают Дымковскую игрушку, у каждого в советском детстве были эти яркие свистки и дуделки. Но мало кому известно, что в начале прошлого века 400-летний вятский промысел был уничтожен. Традиция глиняной игрушки сохранилась лишь благодаря одному человеку и пережила ренессанс в СССР.
Зародилась игрушка вместе с праздником Свистунья, который проходил в слободе Дымково под Вяткой каждую весну. Женщины лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, уток и раскрашивали их для красоты. Вскоре игрушки стали делать не только по праздникам, образовался настоящий промысел. Но в конце 19 века глиняную игрушку стали теснить гипсовые статуэтки. Легким способом производства (а отсюда своим количеством и дешевизной), они составили серьезную конкуренцию лепной расписной Дымковской игрушке. Заполнив рынки, они почти ликвидировали народное ремесло. К 1917 году в Дымкове оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку – Анна Афанасьевна Мезрина. В 1933 году, заинтересовав своих дочерей и соседок, Анна Афанасьевна создала артель и начала возрождать промысел. Спустя 80 лет на основе Дымковских мотивов, которые сохранила Мезрина, будут делать модную одежду.
Микрорайон Дымково в Кирове:
Крупнейшая коллекция Дымковской игрушки представлена в экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Еще большой коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей:
Старые игрушки прошлого века:
Дымковские мастерицы:
Впрочем, Киров славится не только Дымковской игрушкой. Еще один интересный промыслел – Вятская азбука. Идея принадлежит руководителю студии печатной и рукописной книги Андрею Драченкову. Ему удалось собрать вокруг себя мастеров и начать возрождение письменной культуры Вятки:
Для создания каждого элемента Вятской азбуки используются подлинные вещи – образцы русской народной культуры конца девятнадцатого – начала двадцатого века
В оформлении букв есть свой символизм и значение:
Например, буква Ѫ (большой юс). С середины XII века большой юс исчез из русского письма, временно появился под влиянием болгарско-румынской книжности в XV веке, а в XVII веке исчез окончательно. Его выложили в виде каменного скелета:
Андрей утверждает, что отказал одному состоятельному арабскому богачу на выставке в Москве в продаже Вятской азбуки. Мол, хочет собрать и сохранить этот проект на родине. Это, безусловно, похвально и достойно уважения!
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: