Деньги могут быть мощным стимулом. Это главная причина, по которой многие из Вас встают с постели и ходят на работу каждый день. Это также основная причина многочисленных инноваций и смелых подвигов. В таких случаях мы привыкли думать об ученых, делающих свою работу чисто на благо человечества и смельчаках, действующих на чистом адреналине, но как показывает история, очарование крупного денежного приза также может творить чудеса.
Приз за определение долготыВ XVIII веке морские путешествия были важной частью жизни Европы. Вот почему британское правительство в 1714 году приняло Закон о долготе. Это было сделано для того, чтобы решить проблему определения долготы и обеспечить британское превосходство на море. До этого момента, навигация определяла ее очень неточно. В то время люди уже умели определять широту нахождения судна с помощью Солнца. А для определения долготы применялись неточные методы, которые часто приводили к катастрофам. Вот почему была учреждена Премия за определение долготы. Вместо того чтобы предложить один большой приз, Закон о долготе предлагал до 20000 фунтов стерлингов за навигационные решения, которые имели точность до половины градуса. Чем более точным будет метод, тем больше денег получит его создатель. Как и можно было ожидать, многие люди были заинтересованы в получении призовых денег, поэтому они начали работать в этом направлении.
Приз получило несколько человек, но главным из них был часовщик по имени Джон Харрисон. Он провел большую часть своей жизни, работая над решением этой проблем, и к тому времени уже успел заработать более 20000 фунтов. Его решением было создание более точных морских часов. Его первый проект под названием H1, помог заработать Харрисону премию в 250 фунтов. Он продолжал совершенствование своей конструкции, кульминацией которой стал Н4, морской хронометр, и это принесло ему 20000. Тем временем, астроном по имени Невил Маскелин из Королевской обсерватории в Гринвиче установил, что астрономические наблюдения могут быть использованы для определения долготы, так что вот почему Гринвич стал местом нулевого меридиана с нулевой долготой.
Премия за щелочьКарбонат натрия, также известный как кальцинированная сода, является веществом с большим множеством применений. Сода используется в производстве стекла, при разработке фотопленки, как средство для смягчения воды при стирке, в качестве химического электролита, для удаления накипи в котлах, и даже в таксидермии. Хотя применяться для всего этого она стала недавно, сода ценилась уже очень давно, поэтому французское правительство установило Премию за щелочь в 1775 году, чтобы вознаградить тех, кто мог бы разработать новый, более дешевый способ получения карбоната натрия. Приз в сумме 2400 ливров (около 10000 долларов по нынешним деньгам) был учрежден французской Академией наук при поддержке короля Людовика XVI. В 1791 году Николя Леблан, химик и врач герцога Орлеанского, выиграл этот конкурс. Его метод, известный как процесс Леблана, широко использовался на протяжении всего XIX века. Он включал сначала получение сульфата натрия из поваренной соли, а затем использование его для создания реакции с углем и карбонатом кальция, в результате чего получалась желанная кальцинированная сода. К сожалению, Леблан стал жертвой неудачного периода времени. Хотя он был удостоен 15-летнего патента на свой метод получения соды, началась Французская революция. В это время он построил завод, где планировал начать массовое производство кальцинированной соды. Леблан не получил желаемой прибыли, и его фабрика была конфискована. В то же время, британцы узнали о его технике и начал ипроизводить свой собственный карбонат натрия. В конце концов, усилия Леблана всё-таки были признаны, но посмертно, и его призовые деньги были переданы его наследникам.
Премия за бильярдный шарСлонов по-прежнему убивают без разбора из-за их драгоценной слоновой кости, но все же все далеко не так плохо, как было раньше. На протяжении веков многие предметы роскоши делались из слоновой кости. Большую часть своего существования, бильярдные шары были сделаны из слоновьей кости. В то время как ранние упоминания о бильярдных шарах из слоновой кости датируются аж XVI веком, только в середине 1860-х годов, кто-то решил, что стоит найти подходящую альтернативу. В то время никто даже не думал о защите слонов. Просто в какой-то момент пришло осознание того, что высокий уровень убоя слонов взвинтит цену на слоновую кость еще выше. Вот почему Нью-Йоркская бильярдная компания под названием «Фелан и Коллендер» в 1863 году установила Премию за изобретение бильярдного шара. Компания хотела найти альтернативный материал для изготовления бильярдных шаров, а сумма премия составляла 10000 долларов (это более 136000 долларов в сегодняшних деньгах).
Тогда уже существовали другие материалы, используемые для изготовления бильярдных шаров: бычья кость, глина, и даже дерево, но ни один из них не мог идти ни в какое сравнение со слоновой костью. Американский изобретатель Джон Уэсли Хайятт считается неофициальным лауреатом премии, хотя информация о нём была противоречива, никто не знает получил ли он в итоге призовые деньги или нет. Он использовал нитроцеллюлозу в качестве композиционного материала и переименовал ее в "целлулоид", к тому времени, когда она производилась массово. Хотя эти шары были крепкими и более прочными, встречены они были довольно прохладно. С неохотой их приняли, но этот материал вскоре был заменен другими синтетическими материалами, такими как бакелит.
Транс-Атлантическая премия от Daily MailКогда-то на заре авиации, новости о большинстве авиационных событий широко освещались, так как они были весьма популярны среди публики. Одной из газет, которая захотела воспользоваться этим, была Daily Mail. Для того, чтобы получить больше внимания, газета учредила ряд премий за выполнение различных трюков или авиационные нововведения. Более 58000 фунтов призовых денег было передано авиаторам в период между 1906 и 1925 годами. Первой премией (1000 фунтов стерлингов) был награжден в 1909 году Луи Блерио, за то, что он стал первым человеком, пролетевшим над Ла-Маншем. Его подвиг был повторен год спустя Жаком де Лессепсом, но на этот раз это стоило только £ 100.
Возможно, самым значительным из всех призов Daily Mail была Транс-Атлантическая премия в размере £ 10000 за первый трансатлантический перелет. Премия была учреждена в 1913 году, хотя ее действие было приостановлено во время Первой мировой войны и возобновлено в 1919 году. Британский дуэт из Джона Алкока и Артура Брауна получили премию в 1919 году. Часто, неверно считают, что Чарльз Линдберг совершил первый трансатлантический рейс, хотя на самом деле, он сделал первый самостоятельный полет через Атлантику. Он также сделал это, чтобы выиграть авиационный приз в $ 25000 – Премию Ортега.
Французская премия за консервирование продуктовФранцузы вполне успешно использовали тактику "денежных призов". На самом деле, никто не сделал это лучше, чем Наполеон, который опирался на нее несколько раз на протяжении всей своей жизни. Он выразил свое мнение о важности качества продуктов питания во время военных действий вполне ясно "Армия марширует благодаря своим желудкам", что стало причиной того, почему Наполеон хотел, чтобы свежие продукты были более доступны при транспортировке. В 1795 году французские военные с Наполеоном предложили приз в 12000 франков человеку, который смог бы разработать лучший способ сохранения пищи. Пятнадцать лет спустя, французский кондитер Николя Аппер получил этот приз, согласившись опубликовать свой метод консервирования. В том же году, его поваренная книга под названием «Искусство сохранения животного и растительного вещества в течение многих лет» была опубликована, и Апперт стал известен как «отец консервирования». Апперт обнаружил, что варка еды, а затем герметизация ее в бутылках или банках, сохраняли ее свежей дольше, если герметизация не была нарушена. Он понял, что воздух как-то способствовал порче продуктов, но он на самом деле не знал как. Ученые его дней пытались объяснить это явление с разной степенью успеха, но смогли лишь 50 лет спустя, когда Луи Пастер выдвинул свою микробную теорию.
Трансконтинентальная премия ХерстаАвиационные премии были очень крупными и не зря. Daily Mail предлагали до £ 10000 за выполние своих заданий, а Премия Ортега выделила целых $ 25000, но они обе бледнеют в сравнении с Трансконтинентальной премией 1910 года которая равнялась 50000 долларов, предложенной Уильямом Рэндольфом Херстом. Как подразумевало ее название, деньги были предназначены первому летчику, пролетевшему через Соединенные Штаты от побережья к побережью, но он должен был сделать это менее чем за 30 дней.
Известный летчик Джеймс Дж. Уорд был одним из первых, кто решил попробовать это сделать, но он не смог достичь своей цели. На самом деле, никто не получил приз. Единственным, кто смог завершить это задание, был пилот-сорвиголова Кэл Роджерс. Но он сделал это за 49 дней, так что он не имел права на этот приз. У Роджерса было всего около 60 часов летного опыта, и он только научился пилотировать самолет за несколько месяцев до своей попытки, хотя его учил сам Орвилл Райт. В результате, ему пришлось сделать более 70 остановок во время своего полета, многие из них были непреднамеренными (точнее их лучше назвать "авариями"). Это также объясняет то, почему он нанял механика братьев Райт Чарльза Тейлора, чтобы он следовал по его маршруту на поезде и чинил его самолет после каждой "остановки".
Призы за холеруТак как холера была широко распространенной проблемой XIX века, предпринимались многочисленные попытки найти решение этой проблемы с помощью предложения значительных денежных призов. Королевская академия медицины в Париже впервые поставила задачу найти лекарство от холеры в 1819 году. В 1830 году правительство Российской Империи предложило премию в 25000 рублей за лучший медицинский трактат о холере, который должен был быть представлен на рассмотрение Совету медицины в Санкт-Петербурге.
Наиболее существенной наградой была Премия Бреанта. В 1849 году М. Бреант завещал 100000 франков тому, кто сможет найти лекарство от азиатской холеры или средства защиты или подавления ее причин. Так как это была довольно значительная сумма денег, его наследники оспорили завещание, но суд вынес решение против них. Хотя в настоящее время холера – это легко поддающееся лечению заболевание, потребовались десятилетия, чтобы кто-то смог получить выгоду от Премии Бреанта. В выше упомянутом судебном процессе также постановили, что более мелкие суммы денег из премиального фонда могут выдаваться людям, которые продвинулись в поисках лекарства. Французский профессор Габриэль Колин и врач Чарльз Лаверан оба были удостоены премии, но полный денежный приз, в конечном счете, остался нетронутым.
Премии ДойчаАнри Дойч-де-ла Мерта был французским нефтяным магнатом, который также был одним из первых любителей авиации в Европе. Он пожертвовал деньги Парижскому университету, чтобы он мог поддерживать авиатехнический институт в Сен-Сире и продолжать исследования в авиации. Он также учредил Премии Дойча. Первая Премия Дойч-де-ла Мерта была учреждена в 1900 году. Победителю надо было совершить полет от Парк-де-Сен-Клу до Эйфелевой башни за 30 минут, и победитель получил бы 50000 франков. Был только один человек, который решил серьезно принять этот вызов - бразильский авиатор Альберто Сантос-Дюмон. Он впервые попробовал это сделать в 1901 году на своем дирижабле Сантос-Дюмон-№ 5. К сожалению, утечка горючего привела дирижабль к катастрофе. Сантос чуть не лишился жизни, когда упал на Trokadero Hotel. Несмотря на это, Дюмон снова поднялся в воздух всего спустя несколько месяцев на новом дирижабле. На этот раз, он завершил полет за 29 минут и 30 секунд. После получения приза, который увеличился до 125000 франков, он отдал треть своему экипажу и пожертвовал остальное бедным. Воодушевленный этим успехом, Дойч учредил еще один конкурс в 1904 году, который окрестили "Гран-При авиации." Это была километровая (0,6 мили) гонка по кругу, которая надо было завершить в летательном аппарате тяжелее воздуха. Потребовалось четыре года прежде, чем летчику Генри Фарману удалось это сделать, за что получил приз в 50000 франков.
Премия ВольфскеляВ 1637 году, французский математик Пьер де Ферма предположил в конце математического трактата, что три положительных целых числа а, b, и с в уравнении an + bn = cn, где n - целое число, большее, чем 2, не имеют решений. Ферма утверждал, что у него есть доказательства, хотя они не были включены в теорему, потому что они были слишком большими, чтобы поместить их в оставшейся части страницы. В итоге он так и не успел предоставить нам доказательства этого. Несколько веков спустя, люди все еще пытались доказать, прав он или нет. Эта идея стала известна как Последняя теорема Ферма, печально известная в мире математики за свою сложность. На протяжении веков, эта теорема была известна только среди математиков, которые боролись, чтобы доказать или опровергнуть ее. Но все изменилось в 1908 году, когда немецкий промышленник по имени Пол Вольфскель завещал 100000 марок в своем завещании тому, кому удастся доказать Последнюю теорему Ферма. У Вольфскеля всю жизнь был интерес к математике, и есть несколько историй, насчет того, как и почему он сосредоточился на теореме Ферма. Одна из них гласила, что он хотел покончить жизнь самоубийством после того, как его бросила возлюбленная, но он отвлекся на труд математика, пытаясь доказать теорему. Почти 300 лет прошло между тем, как Ферма придумал свою теорию, и Вольфскель создал свою премию. Почти еще 100 прошло, прежде чем кто-то, наконец, решил ее. В 1995 году британский математик Эндрю Уайлс наконец доказал эту теорему.
Премия за заменитель масла Наполеон не был единственным французским правителем, который стимулировал инновации денежными премиями. Его племянник Наполеон III сделал то же самое в 1869 году, когда создал Премию за заменитель масла. Франция XIX века переживала огромный экономический рост, и многие сельские районы превращались в бурно растущие города. В то же время, многие французы поняли, что они не могут жить без масла. Спрос на масло быстро обогнал предложение, так что был необходим более дешевый заменитель. После того, как была учреждена премия, прошло совсем немного времени как премия нашла героя. Французский фармацевт Ипполит Меже-Мурье уже провел большую часть десятилетия, изучая методы обработки жира. Когда он услышал о конкурсе, предоставил Наполеону рецепт заменителя, состоящего из обезжиренного молока и говяжьего жира, который позже был назван "маргарином". На самом деле, сначала этот заменитель назывался «дешевым маслом». Но это название не вошло в моду, так что оно было изменено на маргарин. Хотя Меже-Мурье был выдан патент, он не смог заработать состояние на маргарине. Всего два года спустя, он продал голландский патент местной компании Юргенс, которая сделала на нем состояние и со временем превратилась в крупнейшего в мире производителя маргарина на данный момент: Unilever.
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: