Далее вас ждет рассказ о том, как волонтеры очищали Байкал от мусора, оставленного туристами и браконьерами, которые здесь являются завсегдатаями гостями.
Это — место впадения в Байкал реки Селенга. Сюда 28 июня 2016 года причалил аэроход с двадцатью волонтерами.
Аэроход — это специальная лодка с воздушной подушкой. Ее еще называют катером-амфибией. Выглядит она вот так. Аэроходы могут двигаться по мелководью, талому льду, порогам и преодолевать пологие склоны.
Главную опасность для экосистемы песчаных кос (на горизонте) представляет не столько оставленный туристами мусор (хотя и он тоже), сколько застрявшие в ней браконьерские сети. Для справки — вся коса в дельте занимает порядка 30 километров.
Песчаная коса обычно почти скрыта под водой (даже в мелководье она не целиком показывается из-под воды). Браконьеры сбрасывают сети при любой опасности — когда надвигается шторм или инспектор рыбнадзора. После чего 25-метровые сети дрейфуют по озеру, пока в конце концов их не прибивает к берегу или к такой косе. А пока они движутся по озеру, они фактически убивают все живое. И если сеть пойдет на дно, достать ее оттуда будет невозможно (средняя глубина Байкала — 744 метра). И дальше сети плавают в озере, пока их не найдут. Леска разлагается медленно и может пролежать в озере сотни лет. Умирать в ней будут рыбы, птицы, нерпы. Сеть может намотаться на винт катера, в ней может запутаться купающийся человек.
Волонтеры разделились на две группы. Они высадились на двух противоположных концах незатопленного участка косы — так чтобы во время очистки косы двигаться навстречу друг другу. Каждая группа шла длинной цепочкой, которая растягивалась от края до края косы. Основных задач у волонтеров было две. Первая — сбор мусора — помимо бутылок за день волонтеры нашли еще железнодорожные костыли, десятикилограммовый вентиль для трубы и милицейскую фуражку.
Вторая задача — выкапывание сетей. Их приходится выкапывать лопатой: если сети лежат давно, копать приходится очень глубоко — иногда волонтеры рыли ямы глубиной в метр и больше. Чтобы не нарушать естественный ход жизни на косе, ямы потом закапывают.
Когда животное застревает в сетях (в нашем случае это нерпа), оно может погибнуть сразу — леска работает как удавка. Но чаще всего животные умирают долго и медленно. Например, рыба в сетях от истощения умирает за два дня. Запутавшаяся в сети нерпа может мучиться годами, прежде чем умереть — тоже от истощения и полученных ран. Нерпа в Байкале питается рыбой голомянкой, но со спутанными ластами нерпа и голомянку догнать не в состоянии. «Нам не удалось установить точную причину смерти нерпы на фото, — говорит директор Байкальского заповедника Василий Сутула, — но по размерам видно, что это молодое животное, которое умерло не от старости и уж точно не от болезни. Была бы это эпидемия, мы нашли бы несколько трупов животных. Скорее всего, это подранок — жертва браконьеров».
Большая часть сетей, которые попадались волонтерам, были мелкоячеистыми, а значит, точно браконьерскими. Такие мелкие сети на Байкале запрещены, потому что они убивают мелкую рыбу.
Чаще всего сети в косу заносит во время весеннего паводка. Из мокрого песка сеть просто так не вытянешь. Сначала ее раскапывают, и только потом вытягивают. Для этого нужно несколько крепких волонтеров.
Для берега озера опасен другой вид мусора — так называемые «мусорные язвы». Это бытовые отходы, которые туристы закопали на берегу. Такой мусор сначала гниет, а потом дожди и грунтовые воды смывают его в Байкал. Это, в свою очередь, нарушает бактериальный баланс озера и, кроме того, ямы раскапывают животные. Любая волонтерская уборка на берегу включает в себя и раскапывание вот таких язв.
За 6 часов работы волонтеры собрали 43 мешка мусора и 62 брошенных браконьерами сети — то есть около 2 километров сетей.
За 6 часов работы волонтеры собрали 43 мешка мусора и 62 брошенных браконьерами сети — то есть около 2 километров сетей.
Кроме того, волонтеры нашли веревочную сеть. Сейчас такими сетями уже никто не пользуется, эта — 60-70 годов прошлого века. У нее очень крупные ячейки и тяжелые чугунные грузила. Опытные рыбаки утверждают, что такие сети раньше ставили на нерпу. Сотрудники заповедника хотят ее распутать и затем выставить в музее.
Чаще всего туристы или местные жители оставляют на побережье пластиковые бутылки и посуду (35% от всего собранного мусора). 15% — стеклянные бутылки, 15% — целлофан, 5% — металлические банки, 5% — бумага.
Собранный мусор и сети упаковывают в крепкие мешки и выставляют на берег. Вокруг косы на небольших моторных лодках курсируют госинспекторы, которые собирают эти мешки и везут их в перевалочный пункт сбора мусора.
В перевалочном пункте сети рубят топорами. Сначала их пробовали резать секаторами, но леска, покрытая слоем мокрого песка, слишком быстро тупила лезвия. Впрочем, топоров, тоже в тот день затупили несколько. Рубят сети для того, чтобы даже на свалке в них никто не запутался.
Марафон вот уже шестой год проходит на всём побережье Байкала в Иркутской области и Республике Бурятия, в том числе в Байкальском биосферном заповеднике. В этом году он пройдет ещё и в Приморье, в Сихотэ-Алинском заповеднике, в Красноярском крае — в заповеднике «Столбы» и в Хакасии — в заповеднике «Хакасский».
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: