20 июля во Владивостоке в Приморском краевом суде огласили вердикт по делу о «приморских партизанах». Присяжные ответили на 20 вопросов касательно убийства четырёх человек в Кировском районе и на главный вопрос «Доказано ли вообще преступление?» большинство присяжных ответили отрицательно. Пятеро подсудимых (братьев Александра и Вадим Ковтунов, Владимира Илютикова, Максима Кириллова и Алексея Никитина), по версии следствия, в 2009 году убили четырех местных жителей, работавших охранниками конопляного поля. Свою вину обвиняемые не признали, заявив, что охранников убили замешанные в наркобизнесе правоохранители. Алексея Никитина и Вадима Ковтуна, которых обвиняли только в этих четырех убийствах, отпустили в зале суда. «Приморские партизаны» получили печальную известность благодаря нападениям на полицейских, грабежам, кражам и убийствам. 28 апреля 2014 года суд Владивостока вынес решение по делу о «приморских партизанах». Тогда трое из них получили пожизненные сроки, ещё трое, среди которых освобождённые Вадим Ковтун и Александр Никитин — длительные сроки заключения. Далее вас ждут преступления, которыми прославилась банда.
В середине июня 2010 года группировка была полностью обезврежена: двое участников группы покончили с собой, а остальные четверо были задержаны. В июле 2010 года всем выжившим членам группы было предъявлено обвинение в убийствах, бандитизме, незаконном обороте и хищении оружия, кражах и разбоях.
Поскольку группировка скрывалась от сотрудников силовых структур в тайге, её членов в Приморском крае стали именовать «партизанами».
Группировку также называют бандой «партизан» или просто «вооружённой бандой». Некоторое время группировка также именовалась «бандой Муромцева» — по имени Романа Муромцева, о котором некоторые СМИ первоначально заявляли как о лидере преступной группы. 10 июня 2010 года его участие было опровергнуто СКП.
Действия группы и реакция на них граждан вызвали широкий общественный резонанс и дискуссию.
В октябре 2010 года в Интернете появилось видеообращение «приморских партизан» в котором молодые люди, обвиняя сотрудников МВД Российской Федерации в преступлениях, утверждают, что действуют осознанно. В видеообращении подчёркивается, что в стране «народ беззащитный и безропотный, но есть и те, кто не боится».
Состав группыПо предварительным данным в состав группы входило шесть человек (фото смотрите ниже, предоставлены в таком же порядке, как и в списке ниже):
Сухорада Андрей Сергеевич. Родился 25 июля 1987 года. Застрелился 11 июня 2010 года. 13 июня 2010 года стало известно, что Андрей Сухорада в возрасте 16 лет был активистом ныне запрещённой национал-большевистской партии.
Сладких Александр Вячеславович. Родился 18 сентября 1989 года. В 2009 году самовольно оставил свою воинскую часть, в связи с чем был объявлен в розыск (обвинение по части 4 статьи 337 УК РФ). Застрелился 11 июня 2010 года.
Илютиков Владимир. Сдался властям 11 июня 2010 года.
Кириллов Максим. Сдался властям 11 июня 2010 года.
Ковтун Александр Александрович. Родился 30 августа 1989 года. Сдался властям 11 июня 2010 года.
Савченко Роман Владимирович. Родился 22 апреля 1992 года. Задержан. По утверждению ИА «PrimaMedia», Савченко не входил в состав группы, но мог оказывать ей содействие.
Алексей Никитин. Предполагаемый участник группы. Задержан 31 июля 2010 года.
По утверждениям некоторых СМИ до 10 июня 2010 года, в группу также якобы входил боец ВДВ Роман Муромцев, которого называли руководителем группы, но впоследствии эта информация была опровергнута.
Действия группы и развитие ситуацииВ сентябре 2009 года члены группы совершили убийство четверых жителей поселка Кировский, предположительно работавшими охранниками полей конопли.
По данным правоохранительных органов, в общей сложности с февраля 2010 года приморская группа совершила как минимум четыре нападения на сотрудников милиции, а также совершала кражи, поджоги и угоны автомобилей.
В феврале 2010 года было совершено нападение на сотрудников милиции на ул. Давыдова во Владивостоке, в ходе которого один милиционер был убит и один ранен. В ходе нападения был похищен табельный пистолет Макарова.
16 мая 2010 года члены группы похитили легковой автомобиль. Женщину — водителя такси — сначала заперли в багажнике, а через несколько часов отпустили на безлюдной дороге, угрожая расправой в том случае, если она сообщит о случившемся.
25 мая 2010 года членами группы совершён поджог отделения внутренних дел на станции Варфоломеевка.
27 мая 2010 года членами группы был убит дежурный милиционер в здании ОВД села Ракитное Дальнереченского района. Нападавшими были похищены милицейская форма, бронежилеты и радиостанция и угнан автомобиль убитого.
29 мая 2010 года на 61-м км участка государственной трассы «Спасск-Дальний — Варфоломеевка» в Яковлевском районе Приморского края членами группы был обстрелян автомобиль ДПС, один милиционер получил ранения.
8 июня 2010 года неподалеку от села Хвалынка Спасского района членами группы был обстрелян наряд ДПС, в результате которого ранены два сотрудника милиции.
С 8 июня 2010 года, когда СМИ распространили сведения о том, что двое сотрудников милиции были убиты в результате нападения близ Хвалынки, ситуация приобрела широкий резонанс.
Сообщались различные противоречивые данные о численности и составе группы; в числе прочего делались заявления, что Роман Савченко и Роман Муромцев являются националистами. Действия группы вызвали широкое и бурное обсуждение в СМИ и в обществе, касающееся напряжённости, возникшей вокруг негативного отношения общества к сотрудникам милиции; в СМИ группа получила прозвище «Приморские партизаны».
В спецоперации по задержанию членов группы участвовало свыше 1000 сотрудников правоохранительных органов.
10 июня был задержан один из участников группы — Роман Савченко. После задержания он напмсал явку с повинной. В тот же день, его отец, Владимир Савченко в интервью сказал:
Я хочу обратиться к президенту с просьбой, чтобы он направил компетентную комиссию в Приморский край. Чтобы наших детей не уничтожали, а взяли, как говорится, в плен и узнали истинную причину, из-за чего всё началось. Все те, кто в бегах — Сухорада, Ковтун, мой сын и Кириллов — они были избиты сотрудниками внутренних дел прямо в отделе внутренних дел за то, что не признают себя виновными и не берут чьей-то вины на себя.
— Владимир Савченко
Он также заявил, что его семья готова просить политическое убежище за границей.
11 июня 2010 года около 13:00 силовики заблокировали четырёх членов группы в арендованной накануне квартире в центре Уссурийска. Блокированным было предложено сдаться. Двое из членов группы (Андрей Сухорада и Александр Сладких) застрелились. Ещё один член группы, Владимир Илютиков, сдался сразу после самоубийства Сухорада и Сладких. Четвёртый блокированный, Александр Ковтун, сдался через несколько часов после переговоров с участием его адвоката и матери.
Сообщались противоречивые сведения о судьбе Максима Кириллова, предположительно снабжавшего членов группы едой, в частности, что он избит или убит (последнее опровергалось 12 июня).
По итогам спецоперации по обезвреживанию группы начальник УВД по Приморскому краю Андрей Николаев заявил, что комментарии в некоторых СМИ о «ментовском беспределе, толкнувшем мальчишек на вооружённую борьбу» «не соответствуют действительности». По утверждению Николаева, в тайниках членов группы были найдены предметы с фашистской символикой и радикальная литература.
Хотя на многих фотографиях члены группы запечатлены с поднятым вверх указательным пальцем правой руки, что является общепризнанным символом ваххабитов. Старший помощник руководителя следственного управления СКП РФ по Приморскому краю Аврора Римская заявила, что «подозреваемые — никакие не борцы за справедливость, на милиционеров они нападали, чтобы завладеть оружием, которое использовали при разбойных нападениях на простых граждан».
В заявлении СКП РФ утверждалось:
подозреваемые в совершении особо тяжких преступлений, за которые им грозит пожизненное лишение свободы, никакие не борцы за справедливость, как называют их некоторые СМИ. Это люди, у которых отсутствует всякое представление о нравственности. Для них не существует такое понятие, как Закон. Они совершают преступления не за идею, а просто для того, чтоб навлечь ужас на общество и почувствовать себя хозяевами жизней людей и при этом не упустить свой корыстный интерес.
— Спецназ штурмует укрытие приморских «охотников на милиционеров».
Предварительное расследование11 июня 2010 года, со ссылкой на пресс-службу Следственного Управления СКП по Приморскому краю, сообщалось, что расследуется несколько уголовных дел по фактам нападений на сотрудников милиции на территории края; все они открыты по статье 317 («посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа») и части 1-й статьи 222 УК РФ («незаконный оборот огнестрельного оружия»).
16 июня 2010 года Владимиру Илютикову и Александру Ковтуну СКП РФ предъявил обвинение по 5-й части статьи 33 (подготовка к преступлению и участие в нём) и по статье 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), что может повлечь наказание от 12 лет тюрьмы до пожизненного заключения.
27 июля 2010 года Роману Савченко, Максиму Кириллову, Владимиру Илютикову и Александру Ковтуну было предъявлено обвинение по статье 105 УК РФ (убийство), статье 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), части 1 статьи 209 УК РФ (бандитизм), статье 158 УК РФ (кража), статье 162 УК РФ (разбой), части 2 статьи 167 УК РФ (умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества), пункту «а» части 4 статьи 226 УК РФ (хищение оружия, боеприпасов), части 3 статьи 222 УК РФ (незаконный оборот оружия).
Алексей Никитин пожаловался на издевательства в СИЗО
Судебный процессВ начале июня 2012 года начался суд над «приморскими партизанами». По требованию защиты, дело рассматривалось судом присяжных.
16 июля 2012 стало известно, что из здания Приморского краевого суда во Владивостоке были похищены три тома уголовного дела «приморских партизан». По предварительным данным доследственной проверки, документы «предположительно пропали» в период с 21 июня по 12 июля 2012 года. В томах был список полицейских-взяточников.
Адвокат Татьяна Уварова в конце июля 2010 года сняла интервью с находящимся под стражей Александром Ковтуном и разместила его в интернете. В интервью Ковтун утверждает, что сотрудники МВД РФ неоднократно применяли пытки в отношении него.
В мае 2013 года МВД РФ возбудило уголовное дело по ст. 282 УК РФ в отношении сторонников «приморских партизан», которые разместили в сети Интернет «материалы, призывающие к осуществлению экстремистской и террористической деятельности».
4 февраля 2014 года присяжные вынесли вердикт, в котором признали подсудимых виновными по абсолютному большинству вменяемых им преступлений: в покушениях на жизнь сотрудников правохранительных органов, убийствах, разбоях, угонах автомобилей. Кроме того, всех подсудимых, кроме Вадима Ковтуна, признали членами банды, а следовательно — виновными в бандитизме. Участие Вадима Ковтуна в банде присяжные сочли недоказанным, но признали его виновным в пособничестве членам банды по некоторым эпизодам.
Татьяна Уварова - Адвокат «приморских партизан»
28 апреля 2014 года участникам группы на основании вердикта присяжных был вынесен приговор. Александр Ковтун, Владимир Илютиков и Алексей Никитин были приговорены к пожизненному лишению свободы в колонии особого режима, Роман Савченко — к 25 годам заключения, Максим Кириллов — к 23 годам, Вадим Ковтун — к 8 годам 2 месяцам заключения.
Интервью «партизан»В октябре 2010 года в интернете появился видеоролик «Последнее интервью приморских партизан», где участники группы рассказывали о своих действиях и мотивах своих поступков. Видеообращение получило широкое освещение в СМИ, появилось много статей с попытками анализа поведения участников и поисками причин произошедшего.
В апреле 2012 года видеоролик с обращением «партизан» был признан судом экстремистским и занесён в список запрещённых материалов. В июле 2013 года жителя Томска приговорили по части 1 282 статьи УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды) к шести месяцам исправительных работ за публикацию данного видеоматериала в интернете.
Также в марте 2012 года судом было признано экстремистским стихотворение посвященное приморским «партизанам», которое давало положительную характеристику их действиям.
Реакция населения России. МненияВ июне 2010 года некоторые СМИ утверждали, что население Приморского края в большинстве морально поддерживает «Приморских партизан» и осуждает сотрудников милиции.
16 июня некоторые СМИ сообщали, что во Владивостоке стены покрылись надписями: «Слава партизанам», «Партизаны, ваш подвиг не забыт»; подобного рода героизация вызывает обеспокоенность руководства МВД.
После событий в Приморском крае в России имели место несколько случаев нападения на сотрудников полиции. В частности, 12 июня в 2.40 на 155 километре автодороги Пермь-Екатеринбург неподалеку от поселка Суксун произошло нападение на пост ДПС. В этот же день, 12 июня, в Маревском районе Новгородской области двое сотрудников милиции получили тяжёлые ранения в результате вооружённого нападения на пост ДПС.
18—22 июня 2010 года сотрудниками «Левада-Центра» был проведён социологический опрос о реакции россиян на происшедшие события. Согласно результатам опроса («Новая газета» приводит сильно отличающиеся данные этого же опроса только по Москве.), 57 % россиян (78 % в Москве) слышали о данных событиях, и лишь 19 % (8 % в Москве) разобрались в них. Из них 52 %(9 % в Москве) осуждают действия нападавших, 11 % выражают страх, 22 %(46 % в Москве) сочувствуют и 3 % одобряют. 34 % считают их людьми, доведенными до крайности произволом, ещё 13 % (25 % в Москве) — «народными мстителеми», сознательно выступивших против коррумпированной власти, и лишь 37 % (лишь 4 % в Москве) — преступниками и бандитами, затруднились ответить 15 %. 55 % считают случай «показателем крайне негативного отношения к милиции в стране» в целом.
Однако 37 % больше боятся подобных «народных мстителей» и 34 % больше боятся «нашей милиции» (остальные затруднились ответить). Разницу в ответах в Москве и в России в целом сотрудники Левада-центра объясняют, тем что «в Москве просто уровень милицейского произвола гораздо выше, чем в целом по стране», «а в крупном городе и милиция, и задержанный обезличены, здесь нет дополнительной ответственности за свои поступки»
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: