Лучник в костюме самурайского воина стреляет в цель из лука в Sumida Park в Токио.
Искусство стрельбы из лука в средневековой Японии было известно под общим термином сягэй («умение стрелять из лука»), хотя в настоящее время его больше знают как кю-дзюцу («искусство или техника лука») или кю-до («путь лука»). Для средневекового японского воина значение слов «война» и «лук и стрела» (юми-я) были синонимами. О боге войны Хатимане люди говорили, как о юми-я-но-хатиман; левая рука по-японски юндэ (юми-но-тэ - «рука, в которой держат лук»). Вообще, японцы всегда считали левую руку более важной по сравнению с правой. Интересно, что если у человека отсутствовал мизинец на левой руке, то предполагалось, что он уже не сможет хорошо владеть мечом. Видимо, отсюда проистекает обычай отрезания собственного мизинца на левой руке в качестве искупления за серьезный проступок. Эта традиция сохранилась в среде японской мафии якудза до наших дней. Резкий взлет интереса к луку у древних японцев наблюдается во второй половине периода Ямато (300-710 гг.), что было вызвано появлением лошадей, завезенных с континента в конце IV - начале V веков. Это вызвало революцию в тактике и вооружении. На смену пехоте, вооруженной топорами, копьями и короткими мечами, приходят всадники с луком и длинным мечом. Однако лучник итэ, также называемый юми-тори («держатель лука») или ума-юми («конный лучник»), в древней Японии был обязательно знатным воином. Военная аристократия буси и придворная знать кугэ с детства обучались обращению с луком. Размеры армии в древней Японии также измеряли по количеству луков, то есть количеству знатных хорошо вооруженных всадников. Для сравнения — в средневековой Европе армию исчисляли по количеству копий, то есть количеству рыцарей, чьим основным оружием было копье. На протяжении X и в начале XI веков растущая доступность лошадей привела к дальнейшим изменениям в тактике боя, который теперь в значительной мере определялся умением воинов пускать стрелы на полном скаку, а в последний момент изменить курс, чтобы перегруппироваться. Умение владеть луком стало считаться столь важным, что термин кюсэн-но-иэ стал означать «семья самурая», хотя буквально он означает «семья лука и стрел».
"Детали лука дайкю:"
дзюхацу - утоньшение на концах плечей лука перед рогами, на которые ложится тетива
ката - плечо лука
юдзука - рукоять лука
ю-хадзу - концы лука
отоканэ - рога лука
цуру - тетива
Древние луки юми были простыми, то есть были сделаны из одного куска древесины. Однако уже тогда сложилась та уникальная асимметричная форма, которую нельзя найти больше нигде в мире: примерно две трети длины лука находятся выше рукояти, и только одна треть - ниже. Это позволяло конному лучнику держать большой лук в вертикальном положении и не задевать при этом за шею коня.
Большой боевой лук дайкю имел среднюю длину 2,2 м, но некоторые известные экземпляры доходили до 2,5—2,8 м. Для придания луку характерного изгиба мастера по изготовлению луков юми-си использовали большой деревянный блок юдамэ с прорезями, один конец которого лежал на полу, а другой был приподнят над землей примерно на 0,5 м.
Деревянный блок юдамэ для изготовления лука
Тетива лука цуру делалась специальными мастерами цура-саси из растительной ткани, обычно из пеньки, китайской крапивы или шелка (шелк, как правило, использовался для церемониальных луков), и покрывалась воском, чтобы поверхность была твердой и гладкой. Тетива сильно различалась по качеству - от прочной, сильной тетивы для боевых луков до мягкой и эластичной (кусунэ), используемой в основном для спортивных и охотничьих луков. На концах плечи лука (ката) утоньшались, образуя рога (отоканэ), к которым крепилась тетива. Рога иногда покрывались металлом; при выстреле тетива ударяла по ним, издавая звук, часто используемый для подачи сигнала. Например, когда утром императору требовалась вода для умывания, трое из его слуг подавали об этом сигнал, издавая звенящий звук на луках.
Оценить силу лука можно было, сосчитав, сколько требуется человек, чтобы натянуть его. Лук, тетиву на который можно было надеть только после того, как его согнут два человека, назывался саннин-бари. Запасную тетиву гэн носили в колчане или на специальной камышовой или кожаной катушке цурумаки, часто богато украшенной. Почти все традиционные луки покрывались лаком для защиты от влаги склеенных частей, чтобы они не ослабели. Вне боя, в дороге или при хранении, лук для защиты помещали в завязывавшийся на концах матерчатый налуч. Безусловно, сложносоставные луки азиатских кочевников были известны и в Японии, но японцы их применяли редко. По такой конструкции делались только короткие луки. Вероятной причиной этого факта служит то, что рога и жилы, необходимые для таких луков, поступали от убоя скота, а скота держали немного, потому что большинство японцев были буддистами и для них было отвратительно есть мясо и вообще касаться чего бы то ни было, что происходит от мертвых животных.
Подобно большинству азиатов, японцы оттягивали тетиву большим пальцем правой руки, держа его согнутым под стрелой; указательный и средний пальцы упирались в ноготь большого. Для этого требуется, чтобы стрела находилась с правой стороны лука с точки зрения лучника, а не с левой, как при натягивании тетивы указательным и средним пальцами. В отличие от китайцев японцы, очевидно, не пользовались кольцами из камня или слоновой кости для защиты большого пальца, вместо них они носили кожаную перчатку югакэ. Перчатки, которые носили во время тренировки, часто прикрывали только указательный и средний пальцы, и у них был увеличенный большой палец, укрепленный роговиной или кожей в том месте, где он соприкасается с тетивой. Во время боя, когда такая перчатка мешала бы обращению с мечом или даже со стрелами, надевалась пара более обычных перчаток, опять-таки усиленных, но только небольшим куском второго слоя кожи с внутренней стороны большого пальца правой руки. Два средних пальца перчатки, средний и безымянный, часто почему-то отличались по цвету от других.
Перчатки югакэ. Период Эдо
Для того чтобы натянуть тетиву, лучник поднимал лук над головой, чтобы не задеть лошадь, затем, опуская лук, он разводил обе руки так, что в конце концов левая рука была вытянута прямо, а правая кисть находилась около уха. Другой стиль, использовавшийся пешими воинами, напоминал европейский - когда начиналось натягивание тетивы, лук держали горизонтально на уровне талии.
Действия всадника при стрельбе из лука
Действия пехотинца при стрельбе из лука
Угол эффективной стрельбы из лука всадника в доспехе о-ёрой
Существовали в Японии и различные варианты короткого лука, известного под общим термином ко-юми или сёкю («малый лук»). Наибольшее распространение из коротких луков получил ханкю. Это был сложносоставной симметричный лук, длиной 50-90 см, изготавливаемый с использованием дерева, китового уса и сухожилий. Ханкю, вероятно, происходит от корейского лука, который в свою очередь является разновидностью монгольского лука. Несмотря на свои скромные размеры, он обеспечивал высокую начальную скорость полета стрелы и был весьма эффективным оружием на ближней дистанции. Ханкю вместе с небольшими стрелами (по длине примерно равными длине лука) обычно хранили в лакированном кожаном футляре. За небольшие размеры и высокую эффективность ханкю любили и шпионы-диверсанты синоби. Каго-ханкю часто брали в дорогу даймё, так как он позволял стрелять не выходя из паланкина.
Вопреки распространенному мнению, японцы знали и использовали арбалет, хотя широкого распространения он и не получил. Японцы впервые познакомились с арбалетом в 618 г., когда корейское государство Когурё передало Японии двух китайских пленников и несколько образцов нового оружия. К 672 г. арбалеты уже активно использовались в военных операциях. В 860-х годах японское правительство, опасаясь возможного вторжения со стороны корейского государства Силла, приказало снабдить арбалетами ряд стратегических постов на побережье, где высадка противника была наиболее вероятна. В 894 г. арбалеты применяли в морском сражении между корейским и японским флотами. Применяли японцы и арбалет, стрелявший камнями.
Арбалеты исиюми. Предназначены для стрельбы камнями
Магазинный арбалет докю
Варианты как для стрельбы стрелами (болтами), так и для стрельбы камнями были весьма компактными: размах лука так же, как и длина ложа, равнялись примерно 60 см. Ложе было отделано костью или китовым усом и часто богато украшено. Совсем редко встречаются образцы магазинного арбалета докю, вероятно, скопированного с китайских моделей. Интересным замаскированным оружием является веер-арбалет. В сложенном состоянии он представлял собой обычный веер, а при его раскрытии натягивалась тетива и производился выстрел. Конечно, дальнобойностью такой арбалет не отличался, зато имел элемент неожиданности.
Стрелы я делались мастерами по изготовлению стрел я-хаки. Древко ягара обычно было из бамбука. Он срезался в ноябре или декабре, когда бамбук был в наилучшем виде, и для изготовления древка с него счищали кору и наросты. Ушко для тетивы вырезалось сразу над одним из наростов, для прочности на конце, удаленном от корня растущего растения. Таким образом, древко несколько сужалось от наконечника к пяте стрелы. Каждое древко размягчали в горячем песке, а затем старательно выпрямляли, применяя зазубренную палку в качестве рычага. На лучших комплектах стрел периода Эдо (1603-1868 гг.) можно видеть, что древки сортировались так, чтобы наросты были на одном уровне при расположении стрел в колчане. Выше пяты и под наконечником стрелы были отделаны тканью или нитями, сверху покрытыми лаком, чтобы предотвратить расщепление древка в этих уязвимых точках, и во многих случаях на обмотке пяты стрелы красным лаком ставилась подпись мастера.
"Детали стрелы я:"
куцумаки - обмотка древка стрелы под наконечником
я-хадзу - ушко для тетивы
ягара - древко
я-но-нэ - наконечник
ябанэ - оперение
я-саки - острие
В оперении использовались все виды перьев, но большей частью это были перья орлов, ястребов, журавлей и фазанов.
Наконечники стрел я-но-нэ (или ядзири) изготовлялись специальными кузнецами. Иногда последние ставили свою подпись или на самом клинке, или мельчайшими иероглифами на хвостовике.
Наконечники были самых разнообразных форм, размеров и делались из различных материалов в зависимости от назначения. Стрелы с костяными или роговыми наконечниками назывались цуноги и использовались для охоты. Наконечники боевых стрел, конечно, были стальными. Многие наконечники были огромных размеров и часто со множеством ажурных украшений; очевидно, они не предназначались для стрельбы, а использовались при различных церемониях.
Наконечники хикимэ свистящих стрел кабура-я. Стрелы с такими наконечниками издавали свистящий звук и использовались для сигнализации в битве и конных соревнованиях ябусамэ.
Кроме боевых стрел каждый самурай носил в колчане одну «родовую стрелу» с указанием его имени. Она была предназначена не для боя - по этой стреле узнавали убитого после сражения. Стрелы носили в колчанах, прикрепленных сбоку или за спиной. Все многообразие колчанов - военных, охотничьих и декоративных - можно разделить на две группы: открытые и закрытые. В первых стрелы были отделены одна от другой; таким образом сохранялись их перья и стрелок в любой момент мог ими воспользоваться. В этих открытых колчанах могло помещаться до 50 стрел, хотя обычно было 24.
Колчан эбира. К нему прязана катушка для запасной тетивы (цурумаки).
Открытые богато декорированные колчаны хэйкороку носила дворцовая стража дзуидзин; в них стрелы были выстроены за спиной подобно павлиньему хвосту.
В закрытых колчанах стрелы были надежно защищены от капризов погоды, но они были весьма неудобны, когда надо было быстро пускать одну стрелу за другой. Тем не менее, хотя перья могли оказаться несколько помятыми, если стрелы были непрочно закреплены внутри, конные лучники всё-таки предпочитали закрытые колчаны, потому что они лучше защищали стрелы при быстрой езде (часто по пересеченной местности) в любую, даже самую плохую погоду.
Колчаны ядзуцу
Три колчана уцубо
Расположение стрел в колчане уцубо
Ящички для стрел я-бако и подставки для луков и стрел (тядо-какэ) всегда стояли на видных местах в доме знатного буси.
Состязяния конных лучников вызывали особое восхищение у изнеженных придворных на протяжении всего периода Хэйан (794-1185 гг.). Обучение стрельбе с мчащегося коня было более аристократическим как по природе, так и по традициям. Это искусство требовало хорошей координации при управлении галопирующим конем и одновременном выпускании одной за другой стрел по ряду разнообразных мишеней, которые могли быть как неподвижными, так и движущимися. Среди популярных форм стрельбы из лука были: стрельба по трем мишеням, стрельба по мишени «шапка из бамбука», стрельба по собакам, охота на собак, охота на птиц и крупная охота на оленя, медведя.
Состязание инуоумоно. Изображение на ширме периода Эдо.
Стрельба по собакам состояла в том, что пускали собак на огороженную площадку и затем гоняли их по кругу, стреляя по ним с коня. 36 конных лучников делились на три группы по 12 всадников в каждой. Каждой группе по очереди разрешалось входить в круг, куда затем запускалось по 50 собак для каждой группы. Отвращение, возникавшее при этой бессмысленной бойне, углубленное распространением буддизма в японском обществе, привело к эдиктам, согласно которым лучники в этой стрельбе по собакам должны были пользоваться несмертельными стрелами с большими деревянными круглыми наконечниками, в то время как на собак следовало надевать специальные доспехи на мягкой подкладке. В этом измененном виде, лишь иногда с небольшими отступлениями, обучение и состязания продолжались веками.
Японские лучники отличались не только меткостью, но также скорострельностью и выносливостью. Известно, что в 1686 г. некто Вада Дайхати послал 8133 стрелы из одного конца Сандзюсангэн-до (Зала 33 столбов и арок) в другой за 24 часа непрерывной стрельбы с заката до заката. Скорострельность составляла в среднем 5 стрел в минуту. Однако в 1852 г. этот рекорд был побит. Цурута Масатоки в том же самом зале за 20 часов непрерывной стрельбы выпустил 10050 стрел, из которых 5383 попали в центр мишени, а средняя скорострельность составила 9 стрел в минуту. Стрельба из лука практикуется в Японии и сегодня. Высокоритуализованное искусство стрельбы из лука кю-до практикуется во многих школах и высших учебных заведениях. Считается, что оно развивает координацию, выдержку и воспитывает характер. 15-16 сентября каждого года в городе Камакура проводятся соревнования по стрельбе из лука с лошади.
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: