На следующий день после прилета в Байкит мы отправились вверх по Подкаменной Тунгуске и реке Камо, чтобы узнать о том, как живут в отдаленных от цивилизации эвенкийских поселениях.
Рано утром мы выдвигаемся на набережную Подкаменной Тунгуски.
Загружаем вещи в моторную лодку и отплываем.
Весь путь в одну сторону занял у нас целый день. По пути встретилась всего одна деревня – Куюмба и несколько небольших поселений. Однако периодически по берегу попадаются охотничьи избушки. Охотники бывает уходят на промысел на несколько недель, а то и месяцев. Территория их участков огромна, поэтому приходится строить несколько избушек. Всегда есть главная, в которой охотник проводит большую часть времени. Такие избушки называют «базами».
По пути нам попадаются в основном судна, груженые нефтью. Пока не построили нефтепровод, вывозят «черное золото» только по реке. Вообще Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское месторождение являются одними из самых перспективных для разработки в ближайшие 10 лет.
Так называемый «порт» «Славнефти». Сама скважина находится в нескольких километрах от берега.
Через пару часов доплываем до Куюмбы.
Население Куюмбы примерно 150 человек. Здесь есть школа, детский сад, магазин. Сотовой связи нет. Почти все жители занимаются только охотой и рыбалкой, работать в Куюмбе почти негде. Некоторые устраиваются работать вахтовым методом на нефтяные скважины, которые находятся неподалеку.
По местным дорогам можно ездить только на таком транспорте.
Кроме как на лодке, попасть в Куюмбу можно еще на вертолете, который делает рейс раз в 1-2 недели.
Администрация села.
Первая буровая скважина Куюмбинского месторождения. Пробурена еще в 1973 году.
Заправка. Бензин, как и в Байките, стоит 34 рубля за литр 92.
Николай (слева) – коренной житель Куюмбы. Занимается изготовлением деревянных лодок. Наобещал сделать лодки многим, мешают этому постоянные запои.
На берегу мы встретились с местными охотниками.
Охотники говорят, что бензин стал слишком дорогой, а для моторных лодок его надо немало – двигатель лодки потребляет горадзо больше чем у любого автомобиля.
Ругают законы за то, что для георазведки не запрещена вырубка просек шириной до 4 метров. После вырубки охотник не получает никаких компенсаций, хотя зверь боится людей и уходит.
Несмотря на это, места для заготовки дров для них находятся очень далеко от деревни. Приходится порой ездить больше чем за 100 километров и тратить немало топлива для доставки.
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: