Горный парк «Рускеала» уже давно стал одним из символов Северного Приладожья, да и всей Карелии. Тысячи туристов ежегодно приезжают сюда, чтобы насладиться умиротворяющим видом мраморного карьера. Однако, вдохновленные красотой открывающихся пейзажей каньона, немногие узнают и доходят до других, не менее интересных объектов.
Так, побывав здесь первый раз несколько лет назад, я даже не подозревал о наличии поблизости такого удивительного места, как Рускеальский провал. Многие годы в этом месте добывался мрамор, и земля здесь вся пронизана переплетением штолен. В 60-е годы прошлого века во время взрывов на соседнем карьере в одном месте свод обвалился, образовав огромную дыру в земле и обнажив затопленные водой штольни.
Размеры дыры – примерно 20 на 30 метров, глубина до уровня воды – 12 метров. По всему периметру выставлено небольшое ограждение.
В провале поддерживается уникальный температурный режим, благодаря которому лед в некоторых отдаленных углах не тает даже летом. В летний период сюда можно спуститься при наличии снаряжения и надувной лодки. Зимой же спуск доступен для всех желающих. Предприимчивые молодые люди из Санкт-Петербурга организовали спуск в провал на веревках. Стоит это удовольствие 1000 рублей с человека. Как уверяют организаторы, они работают с разрешения руководства парка, и часть прибыли идет на его развитие.
Однако, при наличии альпинистского снаряжения спуститься можно самостоятельно, что мы и сделали.
Спустившись вниз, попадаем в центр выработки — подземную зону округлой формы периметром около 500 метров с несколькими ответвлениями в виде сухих штолен, заканчивающихся завалами.
Лед весь исчерчен следами от коньков — да-да, многие приезжают сюда, чтобы покататься на коньках, и если бы мы знали об этом заранее, пожалуй, тоже взяли бы их с собой.
Время от времени по штольням разносится громкий гулкий звук «Бу-у-у», заставляющий невольно содрогнуться — это трескается лед. Никакой опасности в этом нет, но от грохота становится немного не по себе.
Лед очень толстый и чистый, и в некоторых местах можно видеть каменные стены, уходяжие глубоко вниз. А также иногда во льду встречаются прикольные воздушные пузыри.
В провале есть несколько входов в ответвляющиеся от центра выработки штольни. Все они очень быстро заканчиваются тупиками или непроходимыми (как нам показалось) завалами. Но как выяснилось, кое-что мы все же упустили, но об этом позже. В ответвлениях очень тепло по сравнению с центральным залом. Объектив фотокамеры запотевает моментально, а над входом в штольню оседает конденсат и немедленно кристаллизуется, создавая причудливые узоры.
Сразу видно, что провал постоянно находится под присмотром. Здесь довольно чисто, а для развлечения посетителей созданы различные ледовые скульптуры, с которыми все охотно делают фото на память.
Но гораздо интереснее рукотворных скульптур те, что созданы природой, а они здесь присутствуют в большом количестве.
Подсвеченные горящими свечками ледяные сталактиты и сталагмиты создают атмосферу таинственности и дают волю воображению и простор для фото.
Как оказалось, в Рускеальском провале есть и местные жители. Вот такая летучая мышка была обнаружена в одной из штолен. Ну разве она не мимими?
После нескольких часов, проведенных в провале, сам рускеальский мраморный каньон уже показался не таким интересным. Внимание привлекла лишь вот эта надпись на дне карьера.
Как объяснил Дмитрий, один из организаторов спуска в провал, обычно зимой выход на лед карьера разрешен, но в этом году ГИМС города Сортавала это дело запретила. Однако, один чувак, уже неоднократно бывавший здесь и хорошо знающий все штольни, пролез через завал в одном из ответвлений провала и по системе подземных ходов выполз на лед основного карьера и вытоптал на снегу название известного в спелеологических кругах сайта, за что уже получил люлей от кого следует. На мое удивление, что из провала все-таки можно вылезти в штольни, Дмитрий сказал, что не стоит оно того, так как где-то ползти придется по воде, а не зная всех ходов, одно неловкое движение — и можно застрять там навсегда.