Когда речь заходит о классической музыке, глаза могут оказаться важнее ушей: если попросить человека определить победителя в игре на фортепиано, то у них лучше получится сделать это, основываясь на визуальной, а не слуховой информации.
Способ, каким образом человек решает, является ли музыка хорошей или нет, несколько загадочен. Прошлые исследования показали, что музыканты лучше немузыкальных людей читают чужие эмоции, а также то, что любимая музыка позволяет людям взаимодействовать эффективнее.
Чиа-Юнг Цай, социальный психолог из Университетского колледжа Лондона, несколько лет обучалась игре на пианино, училась в Джульярдской школе в Нью-Йорке и даже выступала в Карнеги-Холле. Ей пришлось столкнуться с конкуренцией, и она заметила, что результаты сильно разнятся в зависимости от того, опираются ли судьи при оценке на видео- или на аудиозаписи.
Она провела эксперимент: сделала небольшое видео, на котором играли новички и профессиональные пианисты, и попросила судей и неискушённых слушателей определить, кто есть кто. При прослушивании только аудиозаписи без видеоряда почти никто не смог отличить новичка от профессионала, а вот когда включалось видео, люди определяли профессионала практически всегда.
Исследователи пока не знают, почему визуальные подсказки настолько важны для определения музыкальной ценности, но есть мнение, что качества, ассоциируемые у людей с классической музыкой, легко передаются через визуальные сигналы.