Такое ощущение часто бывает, если слышал о стране много всего, а культура ее очень отличается от того, что довелось видеть ранее. Тем более, что главные японские ассоциации – это скорее сцены из “Мемуаров гейши”, сцены ютьюбовских роликов о катастрофичном цунами и предвкушение, что ты попадешь в мир будущего с первых же минут в Японии…
Отражения сосен
На самом деле ничего такого. Обычный поезд, хоть и скоростной, развязки, небоскребы – если ты был хоть раз в мегаполисе, ничего удивительного. Самые неожиданные моменты вдруг проявляются, если присмотреться к деталям. Первое, что очень удивляет – чистота. Не просто аккуратно, а как в операционной. Ничего не торчит и не валяется. Потому что это некрасиво.
Красота – одно из ключевых понятий Японии. Все что на поверхности, все что на виду должно быть красиво. Грязь, это не красиво, неопрятность – не красиво, рассказывают, что харакири (по-японски сэппуку) должно делаться после трехдневного голодания, чтобы все было чисто и аккуратно. В общем, в какой-то момент, наслушавшись историй, приходит “понимание абсолютного непонимания” японского понятия “красиво”. Равно как и всей японской ментальности, поведения японцев, с которыми приходится общаться, не в локальных моментах, а в целом. Логика абсолютно непонятная нам, можно только наблюдать, надеясь что в какой-то момент наступит просветление.
Мне повезло – с балкона была видна Фудзияма, когда днем мы поднялись на небоскреб, главная гора Японии уже растворилась в дневной дымке.
Самый известный перекресток Токио, любимый телевизионщиками за массовость «проходящего» народа на зеленый сигнал светофора
Вид на каналы у императорского дворца из номера
Японский макдональдс, где учат уроки японские школьницы и потребляют «нетрадиционные» для японцев блюда
И снова дисциплинированные японцы
А в переулках жизнь бурлит еще серьезнее
Отдельное явление – игровые залы. В них запрещено снимать, наверное, потому что здесь у местных жителей абсолютно срывает крышу – как заведенные они жмут на кнопки надеясь обыграть машину. Каждый автомат в отдельности издает громкие режущие слух звуки, все это сливается в невообразимую звуковую кашу и по сути, любой нормальный человек, после десяти минут в этом зале должен сойти с ума…
Чистота как один из фетишей японского общества поддерживается любыми возможными способами. В Японии очень много онсенов – горячих источников. Поскольку страна стоит на стыке четырех литосферных плит, вулканическая природа островов прорывается на поверхность в виде термальных вод. Это проявление японцы сумели приручить и использовать себе во благо. Всевозможные онсены облагорожены и устроены бани. Банная традиция Японии очень давняя, раньше бани были общими. Но с проникновением европейской культуры и христианских традиций общие бани стали запрещать и окончательно традиция исчезла после войны. Потому сейчас японцам приходится мыться в обществе друзей, а не соседок и подруг.
Мы идем в онсен почти в центре Токио. Рядом такие же бани, но для… собак. Оттуда выходят довольные хозяйки с еще более довольными свежевымытыми пудельками. Сразу понимаешь, что ты не в соседней Корее. Именно в Токио случилась история Хатико – собакой породы акито-ину, которая девять лет ожидала на станции внезапно умершего хозяина. Словом, собака должна быть красива, а значит чиста и опрятна и начинать нужно с собачьего онсена.
Первое же объявление в «человеческом» онсене – не снимать на фото, а потому показывать нечего. Но однозначно в онсен стоит сходить. В первый момент немного непонятно, как же ориентироваться в иероглифах, но если не нервничать, то рядом можно найти карту онсена, где достаточно понятно нарисована схема купален и переходов между ними. Главное нужно запомнить, что синий цвет – это мужчины. Красный – женщины. Эта цветовая кодировка применяется везде – от обозначения на двери туалета на случайной заправке на дороге, до самых дорогих отелей. Соответственно в онсенах синяя занавеска ведет в мужскую раздевалку, а красная – в женскую.
Путать не стоит, кое-кто так может потерять лицо… Это самый страшный грех, который может грозить человеку в японской системе ценностей. Искупить такое можно только своевременным харакири…
Двое моих коллег журналистов несколько лет назад забыли в онсене отеля фотоаппарат и решили вернуться. А тем временем онсен стал вместо мужского – женским. Будучи в некотором подпитии они встретили там веселых молодых девушек, но чуть позже в онсен пришла их мать – жена высокопоставленного чиновника…
О том на сколько все серьезно стало понятно утром, когда глава японской делегации в которую входили русские журналисты, стоял на коленях и вымаливал прощение. А один из коллег в шутку спросил:
- Ну выпили и не поняли куда попали, что же теперь харакири делать?
Ответ японского гида был простой:
- Сейчас уже поздно, вот если бы вы сделали харакири до 8 утра, тогда бы вы не потеряли лицо… А так все…
После бани. Если не сразу понятно, это баня для собак. Это вам не Корея
С пятидесятого этажа открывается один из классических «небоскребных» видов на Токио.
Подглядывать за местными жителями – очень любопытное занятие
Над городом летает дирижабль с непонятными функциями
Железно-бетонно-стеклянные соты Токио
К полудню в дымке растворяются десятки небоскребов, Фудзияму уже не рассмотреть ни глазами, ни в бинокль
Наш отель в Токио прямо на берегу токийского залива, напротив небольшой копии статуи Свободы. Из номера на десятом этаже открывается отличный вид на мосты через залив. Любуюсь красными пятнами кленов на набережной, когда меня неожиданно отвлекает воздушная волна, которая несильно бьет по перепонкам. Как сильный сквозняк, но нет хлопка. В следующий момент я понимаю, что стены ходят ходуном и на моих глазах рушится один из принципов эвклидовой геометрии – прямые углы перестают быть таковыми. С детства наученный, что в случае землетрясения не стоит ползти под стол, а нужно стать в дверной проем, открываю дверь в коридор, занимаю безопасную позицию. Впрочем, в коридоре тишина, постояльцы проигнорировали землетрясение в 5.5 баллов. А отель поскрипел еще минуту-полторы, как яхта, встретившая на штилевом море случайную волну, и снова подружился с классической геометрией, будто и не отрекался.
Наш гид Исида-сан, очень оптимистичный человек. С улыбкой он рассказывает нам, что японцы очень любят разные стихийные бедствия (хотя здесь мне кажется, он лукавит, разыгрывая нас на непонимании японской ментальности). Особенно на пожары все собираются вокруг, смотрят как главный пожарный отдает команды…
Потом пошли даты: 1657 года – жуткий пожар в Токио, тогда еще не было мостов, и все люди набились в один залив, где и сгорели. Сейчас на месте их гибели буддистский храм. Землетрясение Канто 1923 года 8.1 балл почти целиком разрушило Токио и Йокогаму… в 2011 было 9.1 балла. Цунами часто приходят, самое жуткое произошло, когда в Чили тряхнуло, а волна на Японию.
Япония находится на стыке четырех тектонических плит, трясет постоянно, извержения, пиропластические потоки… Недавно во время цунами съемочная группа стояла на берегу, где вода все выше и выше, они снимают, шутят, а потом фраза: “Все же, наверное, опасно..”, – и в этот момент съемка обрывается.
Исида-сан, видимо, не очень доволен произведенным впечатлением на нас и продолжает рассказ, почти в стилистике фильмов ужасов: «Особенно в Токио опасно ходить по улицам во время землетрясения, стекла с небоскребов летят особенно долго и это очень-очень опасно… Раз – и все, разрежет, как горячий нож масло! Можно пострадать или погибнуть в любой момент», – с улыбкой заканчивает Исида-сан. Позитивный японец. Как и все.
Но мне кажется, что это не бесстрашие. Поскольку ты японец, даже ужастики должны быть красивые, а падающее прозрачное стекло с 89 этажа, это же так красиво!
Вид из окна отеля, сразу после землетрясения. В холле все было спокойно, никто особенно даже не отреагировал, что стены только что ходили ходуном
Все повара в Японии очень позитивные парни. Другая каста таких же улыбчивых и обходительны японцев – водители.
Кухня Японии – тема отдельного исследования. Все очень необычно, начиная от сервировки до приготовления. Но главное для японцев – все должно быть красиво и изящно
Икру не едят ложками, как на соседней Камчатке, икра – это деликатес. Впрочем, и вся остальная еда подается в крохотных тарелочках и блюдечках
Первое знакомство с настоящим васаби – внизу на дощечке лежит корень васаби, который трут на терке и получается знакомая зеленая масса. Только вот нужно понять сразу – настоящий васаби можно найти практически только в Японии – в остальных странах тертый хрен с красителями и заменителями вкуса
После обеда случайно попали на фототур японских фотолюбителей. Они стайкой ходят за преподавателем и со всех сторон снимают заказанную модель
Ну и я встроился в компанию японских фотолюбителей, хоть и поймал пару недовольных взглядов от организаторов – «нарисовался любитель халявы»
Сосновый парк около императорского дворца
Шибуя – один из злачных районов Токио, где есть, чем заняться ближе к ночи
В императорский дворец мы так и не попали из-за насыщенной программы. Смотрели только сверху по утрам из отеля
На набережной токийского залива в небольшую прогулку отправляются лодки, где можно еду готовить самостоятельно, но это не для туристов, а для местных. И тем интереснее попасть на это мероприятие
Девочка-ведущая тщательно объясняет, как будет идти процесс
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: