Когда я говорил знакомым и друзьям, что собираюсь в Крым, да еще и с детьми, то обычно слышал: "Не боишься?" Отвечал я на этот вопрос тоже вопросом: "А чего я должен бояться?" Диалог о страхах обычно на этом заканчивался, и неизменно следовала просьба: "Как приедешь - расскажи, как там". Ниже – ответ на эту просьбу.
Перед тем как начать, одна небольшая ремарка: автор был только в Феодосии - курорте, в общем-то, недорогом, поэтому приведенные ниже цены могут отличаться от цен в Ялте или Новом Свете. Впрочем, вряд ли эти отличие будет существенным. Причина – небольшое количество отдыхающих, но – обо всем по порядку.
Вариант ехать на автомобиле был отметен сразу по двум причинам. Первая – сплетни о грабежах и отъеме машин, причем по слухам произойти подобная неприятность может как на территории Украины, так и в Крыму. Причина вторая – многочасовая очередь на таможне: провести несколько часов в автомобиле с двумя детьми – перспектива не вдохновляющая. Поэтому – поезд. Два взрослых и два детских купейных билета обошлись в 610 гривен. Обратные билеты брали уже в Крыму, что было ошибкой: за полторы недели до отъезда остались только верхние полки. Зато цена приятно удивила: те же четыре билета обошлись в 1400 рублей, а это около 400 гривен.
О таможенном контроле рассказывать практически нечего: все прошло быстро и буднично, никаких эксцессов вроде снятия с поезда или мобилизации всех мужчин призывного возраста в армию не случилось. Единственный любопытный момент – на обратном пути дверь открыл здоровенный детина в украинской пограничной форме и грозно поинтересовался "Звідки і куди прямуємо?" Повторив этот вопрос еще в нескольких, но не во всех купе, он проследовал в соседний вагон. Мы решили было, что это и есть украинский пограничный контроль, но через пару минут появился вполне добродушный толстяк в форме, который быстро совершил необходимый ритуал проверки документов, и на этом общение с людьми в погонах закончилось.
Последняя деталь, касающаяся переезда: многие поезда, идущие через территорию Украины в Крым, - российского формирования, поэтому надо иметь рублевую мелочь для оплаты постели, чая и т.д.
Раз уж заговорили о деньгах, продолжим о самом существенном. Банкоматы в Крыму не работают, поэтому обналичить кредитку не получится. Рублевой наличностью лучше запасаться в Украине: в Крыму курс просто грабительский – за гривну можно купить 2,7 рубля, в то время как в Харькове, например, - 3,4. При этом гривны в Крыму уже вообще не ходят, и ничего купить за них нельзя.
Теперь о ценах. Говорить о ценах на жилье бессмысленно, потому что тут действует правило "как договоришься". Единственное, что можно отметить, - в общем и целом цены гораздо ниже, чем в прошлом году, потому что отдыхающих гораздо меньше.
И еще один любопытный момент: в Феодосии, как и во всех приморских городах, всегда было много бабушек, готовых сдать курортникам какой-нибудь курятник за копейки. Эти бабушки оккупировали вокзалы с картонками "Жилье, 3 метра от моря" и хватали за руки каждого, кто шел с чемоданом. Сейчас они практически исчезли. Жилье предлагается более респектабельное – как минимум изолированные квартиры или комнаты в мини-гостиницах, а как максимум – отдельные дома. Видимо, это связано с двумя факторами. Первый – довольно существенное повышение пенсий, что избавило многих крымских пенсионеров от необходимости сдавать часть своих жилищ курортникам. Второй – "качество" курортников немного изменилось: все же основную массу бюджетных отдыхающих давала Украина, а с исчезновением украинских приезжих необходимость в совсем дешевом жилье отпала.
Цены в заведениях быстрого питания, главного источника пополнения калорий отдыхающими, представлены на фотографиях ниже.
Достаточно разделить каждую цифру на 3,5, чтобы убедиться, что цены вполне сопоставимы с харьковскими. Цены в заведениях классом повыше тоже невысокие. Например, чашка кофе в баре, находящемся прямо на пляже, стоит 50 рублей (чуть больше 14 гривен), 50 грамм уважаемой автором бехеровки - 90 рублей (26 гривен). Разливное пиво там же – 40 российских дензнаков (11,5 гривны).
И завершая с ценами, еще несколько цифр:
литр 95-го бензина – в украинской валюте где-то около 13 гривен. Такая относительно высокая цена объясняется местными трудностями транспортировки;
кирпичик белого хлеба – 13 рублей (3,7 гривны);
картофель – от 17 до 25 рублей (4,8 – 7,2 гривны);
персики самые дорогие - 40 рублей за килограмм (11,4 гривны);
литровая бутылка минеральной воды – до 25 рублей (чуть больше 7 гривен);
пиво (кстати, пиво там почти все украинское) – от 23 до 35 рублей за бутылку (6,6 – 10 гривен).
Пожалуй, единственное, что гораздо дороже, – сигареты. Пачка, которую в Харькове можно купить за 17 гривен, в Крыму стоит около 80 рублей (почти 23 гривны). Так что экономным курильщикам стоит запастись сигаретами в Украине. И, говоря о сигаретах, еще один любопытный момент. Уж не знаю почему, но в продуктовых магазинах нет привычных стоек с сигаретными пачками: обычно на прилавке лежит "прайс-лист" табачного ассортимента и продавщицы ныряют за сигаретами в подсобки. Видимо, это связано с какими-то особенностями российского законодательства. Так что есть ли сигареты, нужно спрашивать. Кстати, сигареты в Крыму - тоже преимущественно украинские, даже с назидательной надписью на украинском языке "Куріння вбиває". Вот такая наглядная иллюстрация того, что политика - контрабанде не помеха.
Вообще, количество украинских товаров в Крыму все еще очень большое. Да, появляются товары и российские, но масса позиций остается украинскими – это уже упомянутое пиво и сигареты, брендированные безалкогольные напитки (кола, пепси и т.д.). Также много украинских колбас, особенно вареных.
Впрочем, постепенно крымский рынок наполняется российскими товарами. Причем как именно это происходит, можно посмотреть воочию. На фото ниже – паром, который ежедневно доставляет из России десятки фур только в одну Феодосию. И это не считая других крымских портов.
Фишка нового времени – колонна большегрузных авто, которая, ожидая загрузки, еженощно парализует главные улицы Феодосии, идущие от порта. В общем, пустые полки крымских магазинов, которыми пугали некоторые СМИ украинцев, не более чем фантазия. Автор наблюдал пустые полки один раз: это было в тот день, когда Россия запретила ввоз на свою территорию украинской молочки. Как решилась эта проблема в Крыму, автор не знает, потому что больше в тот магазин не заходил, да и вообще потребителем молочной продукции не является. Зато совершенно точно, что часть потребности в молочных продуктах покрывает сам Крым. В Феодосии очень популярны машины с молоком, сигналы которых будят жилые кварталы по утрам. Еще один любопытный факт: в Крыму почти вся курятина - местная. Причем, что интересно, продается она под украинским брендом "Наша Ряба". Вообще, кое-какие украинские бренды в Крыму остались. Например, пустые полки с молочкой имели место в супермаркете АТБ, который даже не сменил вывески.
Теперь несколько слов о мобильной связи. В момент пребывания автора в Крыму связь всех украинских мобильных операторов работала без перебоев. О том, что начались проблемы с украинскими номерами МТС, автор узнал уже в Украине, так что воздержится от комментариев ввиду отсутствия собственных впечатлений. Единственное, что стоит отметить, – грабительское отношение к пополнению мобильных счетов украинских операторов. Карточка пополнения счета МТС на 40 гривен стоит около 200 рублей (57 гривен), что, мягко говоря, слабо соотносится с курсом рубль-гривна. Так что пополнить счета мобильных лучше до поездки в Крым.
Что до интернета, без которого некоторые граждане чувствуют себя оторванными от мира, то в Феодосии с ним проблем не больше, чем в Харькове. В многоквартирных домах он есть практически везде. А вот ставший привычным wi-fi в кафе практически всегда запаролен. Но достаточно заказать стакан минералки, и официантка в ответ на соответствующую просьбу принесет нацарапанный на клочке бумажки пароль.
Теперь перейдем к людям. Сначала об отдыхающих. Их в Крыму очень мало. Примерно четверть, если не пятая часть от обычного количества. Конечно, в подавляющем большинстве это россияне, причем, что интересно, так же в подавляющем большинстве это люди преклонного возраста или люди с детьми. Феодосия, конечно, никогда не была модным молодежным курортом, но и чисто семейным, в отличие от Евпатории, ее тоже назвать сложно. Так что практически полное отсутствие молодежи не могло не броситься в глаза. Это было видно и на пляжах, и по пустующим ночным заведениям.
С другой стороны, относительная пустота имеет ряд преимуществ. Во-первых, это избавит рискнувших посетить Крым в этом году от толп таких же отдыхающих. А во-вторых, это уже заметно изменило отношение крымчан к туристам. Похоже, впервые за десятилетия жители Крыма стали понимать, что за приезжего надо бороться. Наглядный пример: топчан на пляже, где любил проводить время автор, стоил 50 рублей в час, место под зонтиком – столько же. В итоге, придя на то же место во второй раз, автор заплатил 100 рублей за топчан под зонтиком и провел там не час, а весь день без малейших претензий со стороны персонала, и так продолжалось почти две недели. В полупустые кафе и рестораны зазывалы буквально затягивают отдыхающих. Персонал всего – от магазинов до аттракционов - старается угодить курортникам: в небольших магазинах вам легко простят отсутствие мелочи, сэкономив пару рублей, а карусель вместо заявленных пяти минут покатает ваших детей семь или даже десять. Не сказать, что хамство при обслуживании исчезло совсем, но подвижки в направлении улучшения сервиса – очевидны. Конечно, при увеличении количества отдыхающих ситуация изменится, но то, что сомнительный крымский сервис в этом году получит хорошую встряску, – факт.
Переходя к местному населению, нужно оговориться, что автор не находился в Крыму достаточно долгое время, а потому впечатления от царящих там настроений будут фрагментарными и субъективными. Итак, от общения с родственниками-крымчанами, друзьями детства и соседями появилось несколько наблюдений, которые, повторюсь, не претендуют на объективность.
Первое и главное: ответ на вопрос, лучше ли стало жить после присоединения к России, всегда был однозначным. Ни одного слова сожаления о случившемся автор не слышал. Лишь один раз в шутку таксист посетовал на неподкупность десантированных в Крым российских ГИБДДшников. Может, где-то в Крыму и есть люди, недовольные присоединением Крыма к России, но автору они не попадались.
Одна из причин этого, если отбросить политику и идеологию, лежит на поверхности: это резкий рост доходов пенсионеров и бюджетников. А их в Крыму, не имеющем на своей территории крупных предприятий, в процентном соотношении куда больше, чем в промышленно развитых украинских регионах. Соседка, работающая медсестрой в поликлинике, получала 2 000 гривен, теперь получает 20 000 рублей (около 5 700 гривен). Друг детства, дослужившись до майора милиции, получал 6 000 гривен, а сейчас - больше 40 000 рублей (приблизительно 11 500 гривен). Дед автора, ветеран войны и военный пенсионер, получал в Украине около 4 000 гривен, сейчас получает больше 20 000 рублей (5 700 гривен), а к Новому году его пенсия должна достигнуть 30 000 (8 600 гривен; выравнивание пенсий с российскими идет постепенно, в отличие от зарплат бюджетников). При этом представление об уровне цен можно было получить из цифр, приведенных выше.
Но есть еще одна тенденция, которая многих не то чтобы сильно волнует, но определенно напрягает: в обмен на повышения зарплат Россия требует от бюджетников ломки привычных стереотипов поведения. Закручивание гаек началось и в милиции, и в медицине. Конечно, вряд ли коррупция и взяточничество будут изжиты полностью, но бюджетники, до того привыкшие жить с мздоимства, получили строгие предупреждения вплоть до угрозы потери теперь уже неплохо оплачиваемой работы.
Что еще вызывает определенное напряжение у местного населения – вполне закономерное разочарование от того, что "мы уже в другой стране, а все эти держиморды остались прежними". Т.е. все чиновники и дальше работают на своих местах, лишь добавив к своим должностям приставку "и.о.". Конечно, было наивно ожидать, что все изменится в одночасье, однако что есть, то есть: определенный ропот насчет того, что Россия не принесла с собой рай социальной справедливости, имеет место.
Эйфория от присоединения к России явно пошла на спад. Не то чтобы люди разочаровались, просто российскость Крыма стала обыденностью. Демотиваторы из серии "Крым российский" перекочевали на магнитики, которыми торгуют вдоль набережной. Лотки завалены футболками "Вежливые люди", бейсболками с российским гербом и шлепанцами, окрашенными в триколор. Но все это уже явно колорит для приезжих. Местным это малоинтересно. Они просто стали русскими – любят Путина, не любят "проклятый Запад" и уже начали тихо поругивать местных вельмож, которые жируют потому, что у царя руки до всего не доходят. В общем, Крым сейчас - это во многом типичная Россия, нравится это кому-то в Украине или нет.
Отношение к украинцам и Украине у местного населения сочувствующее: "Вы из Харькова?! Как же вы там, бедные, живете? Хотя у вас хотя бы войны нет…" В общем, никакого даже оттенка враждебности автор за две недели пребывания в Крыму не почувствовал ни разу. А вот еще один наглядный пример отношения крымчан к Украине: на фото ниже – торговая площадка в центре города, именующая себя "Ярмар`ОК" и предлагающая вышиванки.
Подводя итог, хотелось бы процитировать одного крымчанина, с которым автор общался лично. Сосед, работающий в сфере туризма, говоря о своих постоянных клиентах из Украины, которые в этом году отказались ехать в Крым, отметил: "Те, кто не поехал в Крым в этом году, – сглупили. Такие цены и такое количество людей… Такого сезона, как в этом году, в Крыму не было никогда и, видимо, уже не будет". В общем, если вы еще раздумываете над тем, ехать ли в Крым, примите во внимание: более бюджетное путешествие к морю сейчас вряд ли можно найти.
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: