История рома«Пятнадцать человек на сундук мертвеца, йо-хо-хо и бутылка рома!»- Слова этой песни знакомы всем, кто читал бессмертный приключенческий роман «Остров сокровищ». Со времен Стивенсона ром прочно ассоциируется с пиратами. Так что, наверное, не случайно лучшие сорта рома делают как раз там, где промышляли джентельмены удачи, на островах Карибского бассейна.
За то, чтобы называться родиной рома, с легкостью могут подраться житель Ямайки, Кубы и острова Барбадос. Что неудивительно, ведь название этого напитка связано с английским словом «rumballion», которое означает драку или крупную потасовку. Впрочем, эта «огненная вода» уже давно является визитной карточкой Карибских островов, вот где-то в том районе и начинается эта история.
Для многих ром был и остается «напитком разбойников и пиратов». Возможно, такое мнение сложилось потому, что ром действительно всегда был любим моряками. Столетиями испанцы, англичане, французы выходили в море, и на корабле обязательно была бочка — и не одна — с ромом, который пили из своеобразных серебряных или латунных чарок, похожих на ведёрко с ручкой. Но это все было потом, а впервые, официально, о роме стало известно благодаря книге миссионера Тертра «Общая история Антильских островов, обжитых французами», которую он написал в 1657 году, вернувшись во Францию из путешествия по островам Карибского бассейна вместе с отцом Лаба. Тот, в свою очередь, удивлялся, как же местные жители могут постоянно употреблять такой крепкий и неприятный на вкус напиток.
Считается, что само название «ром» впервые появилось в английской колонии, на острове Барбадос, приблизительно в 1600 году. По разным версиям, оно является либо окончанием слова «saccarum» — так римляне называли сахарный тростник, — либо происходит от слова «rumballion», означавшего драку, потасовку. Но если этимология слова по-прежнему неопределенна, то не вызывает сомнения тот факт, что ром — напиток крепкий.
Сырьём для рома служит сахарный тростник, точнее, его сок, либо патока, приготовленная из сладкого сока тростника — остаточного продукта производства сахара, секретом не является. Сахарный тростник известен человечеству с давних времён. Родиной его учёные называют древние Китай и Индию, а также Новую Гвинею. Известно также, что это растение, напоминающее камыш и «дающее мёд», как говорили персы, было привезено в Европу воинами Александра Македонского за 300 лет до нашей эры. В Европе сахарный тростник стал альтернативой единственной в той время сладости — мёду, и его начали возделывать на берегах Средиземного моря. Но, несмотря на то, что задолго до открытия Америки сахарный тростник и процесс дистилляции уже были известны, рождение рома произошло позже.
Проплывая в Вест-Индию мимо Антильских островов, Христофор Колумб оставил несколько ростков сахарного тростника местным поселенцам. А через несколько лет местный сахар уже начали экспортировать в Европу, потому что во влажном и жарком климате он рос чуть ли не лучше, чем в европейских странах.
Сахар делали по довольно простой технологии: из тростника выжимали сок с помощью мельниц, затем его очищали и кипятили в медных котлах, потом карамельную массу переливали в глиняные горшки или бочки, давая ей там закристаллизоваться. Остатки жидкости могли стекать с полученного рафинада целый месяц до того, как уже полученный сахар отправится в Европу. А жидкость, стекшаяся с него, отправлялась в сток. Кто именно эту жидкость, мелассу, решил перегнать в самогонном аппарате — до сих пор остается загадкой для истории, но так как дешевое спиртное было просто жизненно необходимо, в конце концов, оно появилось.
Первоначально этот напиток называли «тафия» или «смерть дьявола» и он мало напоминал современный ром. Однако жидкость с противным вкусом и запахом имела неимоверное количество градусов, что весьма радовало как местных жителей, так и заходящих в порты моряков. Чтобы улучшить вкус и качество напитка, святой отец по имени Лаба привез из Франции перегонные аппараты и начал выдерживать напиток в дубовых бочках по коньячной технологии. Это принесло свои плоды: неприятный запах пропал, а у напитка изменился цвет. Если до подобных экспериментов он напоминал российскую водку (или даже самогон), то теперь вкус облагородился, хотя крепость продолжала оставаться немаленькой.
С началом колонизации Нового Света в Европе открыли новую экзотику — картофель, томаты, бобы какао, а значит и шоколад. Появились колонисты-переселенцы: сначала испанцы, а за ними французы и англичане. Интересно, что сахарный тростник также совершил путешествие в Америку и прижился там. Самыми подходящими условиями для него оказались земля, вода и воздух жарких и влажных Антильских островов. Благодаря переселенцам эта культура возделывалась сначала на территории Доминиканской Республики, Пуэрто-Рико и Кубы (1500-1520 годы). Затем сахарный тростник, менее чем за 200 лет, распространился во всех тропических странах. Из сока тростника, богатого сахарозой, можно было приготовить не только сахар. Знакомые с искусством дистилляции европейцы — англичане и французы — использовали свои знания вдали от родины: из перебродившего тростникового сока можно было получить отличный спирт.
В Америке начали строиться первые винокурни. Вплоть до XIX века английские винокурни на островах Ямайка и Барбадос считались самыми крупными в мире производителями рома. Но только после появления в Европе филлоксеры, уничтожившей многие виноградники, французы усовершенствовали переработку рома, применив свой опыт изготовления коньяка и арманьяка.
Отец Лабa который провел на Антильских островах 10 лет, улучшил качество дистилляции, выписав из Франции перегонные аппараты из Шаранта. Такой перегонный аппарат функционировал до изобретения дистилляционной колонны непрерывного действия. Англичане первые применили название «ром», а французы дополнили его одной «h». В 1789 Кассиньи на Иль-де-Франс (Иль Морис) отделил гуильдив из сока сахарного тростника от тафии из патоки, крепких сиропов и тростникового сахара. Ром — это ничто иное, как очищенная тафия. Успех рома во Франции был настолько велик, что король был вынужден ввести защитные меры в отношении винных алкогольных напитков.
Прижился он среди колонистов неспроста — до XIX века переселенцы старались вообще не употреблять пресную воду, которая чаще всего несла смерть. Нездоровые бактерии, к которым не был привычен организм европейца, убивали быстрее, чем спиртное, поэтому даже маленькие дети получали свою порцию рома (например, в тесте). В основную часть пресной воды добавляли спиртосодержащий напиток как на суше, так и в море. Впрочем, матросы предпочитали заполнять бочки не пресной водой, которая быстро пропадает, а надежным и верным ромом, который никогда не подводил. Им же, кстати, лечили и цингу, смешивая с фруктовыми соками, им дезинфицировали раны и зачастую им расплачивались за работу на судне.
Появление рома совпало с расцветом пиратства в Карибском море, и, может быть, только благодаря этому напитку, им удавалось выжить в суровых драках и длительных морских путешествиях.
Сегодня основные страны-производители рома — Большие Антильские острова (Куба, Ямайка, Гаити, Пуэрто-Рико), Малые Антильские острова (Мартиника, Гваделупа, Тринидад, Барбадос), Доминиканская Республика, Южная Америка (Гвиана, Бразилия и Венесуэла), а также США, Мексика, Филиппины, Мадагаскар и Реюньон, а самыми изысканными считаются ромы французских заморских департаментов, например, Мартиники.
Основным сырьем для производства напитка является сахарный тростник, растение, внешне похожее на бамбук, высотой в среднем до 4 метров. У него длинные, широкие листья и стебли диаметром 4-5 сантиметров, заполненные веществом, содержащим около 15 % сахарозы. Больше всего сахарозы содержится в нижней части стеблей. Вот ее то и срезают, измельчают, затем отжимаю, фильтруют образовавщуюся жидкость и получают сок сахарного тростника. Сок необходимо довести до консистенции сиропа, после чего он частично кристаллизуется. Кристаллы отделяют, рафинируют и в дальнейшем используются при производстве сахара, а оставшаяся патока идет для изготовления рома.
Первый этап — получение ромового спирта. Для этого берется меласса (черная и светлая патока сахарного тростника), некоторые другие продукты его переработки и все сбраживают. При этом используется специальный метод закваски: в бочку добавляют остатки от предыдущих брожений, специальные дрожжи (здесь применятся, тот же процесс что используется при производстве виски, по-английски «sour mash») и маслянокислые бактерии. В результате сложного процесса брожения, кроме этилового спирта образуется значительное количество побочных продуктов: сложные эфиры, высшие спирты, летучие органические кислоты, альдегиды, кетоны и др. Температура брожения строго контролируется, так как она влияет на качество рома.
После того как брага созреет, ее подвергают ферментации и сложной многоэтапной перегонке. При этом в качестве добавок используют различные пряные травы (корица, ваниль), цитрусовые или другие растения. Для дистилляции используют два типа перегонки. Перегонка с помощью перегонного куба (alambic charentais), такого же типа, что и при производстве коньяка, позволяет получить тяжелый ром. Если же используется другой аппарат (patent still), то получается легкий тип рома.
Следующий этап — длительное выдерживание ромового спирта в бочках из дерева различных пород, в зависимости от марки и сорта рома. Так, например, для производства Bacardi Carta Blanca используют бочки из американского дуба. В процессе выдержки компоненты ромового спита взаимодействуют между собой и с веществами, выделяемыми из стенок бочки.
После второго этапа получается довольно крепкий (60 % об.), резкий на вкус и запах спирт. Его разбавляют до 50%, заполняют этой смесью другие бочки и продолжают выдерживать от 2 до 8 лет. В этот период, благодаря сложным химическим превращениям внутри бочки, напиток приобретает свой специфический вкус и аромат. При этом уменьшается содержание спиртов и увеличивается количество сложных эфиров. Наибольший эффект на качество и вкусовые свойства рома оказывают сложные эфиры масляной, капроновой и гептановой кислот.
Заключительным этапом является купажирование ромового спирта, то есть его смешивание с водой, сахарным сиропом и клером. В этот раствор могут также добавлять эфиры уксусной и масляной кислоты. Результат — замечательный крепкий напиток, покоривший великое множество людей своим незабываемым вкусом и ароматом.
Ром имеет жгучий вкус и своеобразный хорошо выраженный аромат. Цвет его желтый с золотистым оттенком.
Независимо от типа ром делится на белый и темный. После перегонки ром всегда бывает бесцветным. Белый ром остается бесцветным даже после выдерживания в бочках из светлого ясеня. Процесс вызревания продолжается в контейнерах из нержавеющей стали. Коричневый ром выдерживают более длительное время в бочках из темного дерева, где напиток приобретает желтый или коричневый цвет. Часто цвет придается в результате добавления коричневого сахарного сиропа.
Белый ром не только слабее коричневого, но также имеет более мягкий вкус. Он прекрасно сочетается по вкусу со множеством компонентов, входящих в состав смешанных напитков: фруктовыми соками, ликерами и газированными напитками, не заглушающими его вкуса. Однако тонкий аромат этого рома быстро улетучивается, поэтому его не следует применять для приготовления напитков, подаваемых в горячем виде, таких как пунш или грог. Для этого используют темный ром. Ром обладает большой вариативностью сортов, вызванной разнообразием их происхождения и местными условиями.
Сельскохозяйственный ром: специфический продукт Антильских островов. Ron на испанском, Rum на английском, Rhum на французском — но «сельскохозяйственный ром» относится только к Французским Антилам. Промышленный, или традиционный ром получают посредством дистилляции мелассы, которая остается после выработки сахара. Такой ром может продаваться и выдержанным. Можно также добавлять карамель, и тогда получается янтарный ром (Rhum ambre), который используется, главным образом, для приготовления блюд (на него приходится 25% мирового потребления). Сельскохозяйственный ром получают прямой дистилляцией сока сахарного тростника, после ферментации называемого Везу (Vesou). Этот ром можно встретить на Антильских островах, Гвиане, но также на Гаити и Мадагаскаре. Ром выдерживают в дубовых бочках, привозимых в разобранном виде из США, и такая процедура, сохранившаяся со времен Бурбонов, требует присутствия бондаря в дистилляционной. Благодаря тропическому климату выдержка рома здесь протекает быстрее, чем в Европе. Через три года образуется соломенный ром — слегка окрашенная разновидность рома. Для старого рома выдержку продлевают на 6 или даже 15 лет, не забывая добавлять «лучшую часть», полученную от испарения.
Ром с разных островов различается по вкусу и аромату, но существует два основных типа рома — промышленный и сельскохозяйственный — по способу переработки. Промышленный, и сельскохозяйственный ромы делятся на виды, которые имеют свои особенности производства.
Виды промышленных ромов: «молодой» (традиционный) — светлый ром, который созревал в металлических чанах, или же темный ром, прошедший краткосрочную выдержку (в течение нескольких месяцев) в дубовых бочках. Правда, светлый ром тоже может иметь окраску, но ее придает напитку карамельный колер (допустимое количество составляет 0,4 — 0,5%). Крепость «молодого» рома — 40-44 % об. «Старый» — ром, выдержанный в дубовых бочках как минимум, 3 года. Обычно он обладает тонким, изысканным вкусом. Его крепость составляет 44-47 % об. «Ароматный» — при производстве этого вида рома патока подвергается особо длительному процессу брожения. В результате ром обладает ярким выраженным букетом. Он довольно часто используется в купажах других ромов. В чистом виде «ароматный» ром не употребляется, за исключением использования его в качестве добавки в кондитерских изделиях. «Легкий» — аромат такого рома обычно очень легкий и слабо выраженный: следствие быстрого брожения и дистилляции при повышенной температуре. Он в основном используется для приготовления коктейлей и «long drinks». Его крепость колеблется от 37 до 45% об.
Виды сельскохозяйственных ромов: «белая гроздь» — ромовый спирт, который после дистилляции не повергается никакой дальнейшей переработке. Он бесцветен, обладает ярко выраженным вкусом и часто используется для приготовления коктейлей и пуншей. «Старый» — ром, выдержанный в дубовых бочках не менее 3 лет. Он тонок и ароматен. Его качество может сравниться с качеством хорошего коньяка.
Помимо промышленного и сельскохозяйственного существует еще один вид рома — тафья. Его получают из отходов патоки. Такой ром производится в нескольких странах в основном для местного употребления.
И вне зависимости от основного типа ром бывает светлым и темным. Как и многие другие крепкие напитки (виски, коньяк, арманьяк), ром сразу после дистилляции бесцветен, а различные оттенки приобретает только во время выдержки.
Также ром делиться на 3 основных категории: лайт – не очень крепкий (но не менее 37 градусов) ром белого или светло-желтого цвета. Голд – крепкий напиток цветов от желтого до черного, выдержанный в бочках не менее 5 лет. И сильно ароматизированный ром. В него добавляются различные специи и пряности.
Всемирно известным напитком ром сделал в ХХ веке Эрнест Хемингуэй, со знанием дела описавший его жгучий вкус, ярко выраженный аромат и желтый с золотистым отливом цвет. Существует легенда, что Хэмингуэй никогда не садился работать без бокала доброго старого рома. И хотя автор «Снегов Килиманджаро» сегодня подзабыт, в Северной и Латинской Америке позиции рома по-прежнему высоки. Там его пьют либо неразбавленным, либо с колой, в Европе ром используется как ингредиент коктейлей.
Ром — это обязательный атрибут бара, входящий в состав нескольких лучших коктейлей мира.
Ром принято подавать в бокалах «old-fashioned» с толстыми стенками и еще более толстым дном, причем обязательно с добавлением льда, также можно дополнить напиток кусочком лимона.
Ром принято смешивать с газированными напитками, сиропами, фруктовыми соками. Коктейли на основе рома зачастую обильно украшаются: это могут быть бумажные зонтики, бенгальские огни или, например, орхидеи, а некоторые коктейли подают в половинке кокосового ореха.
Ром прекрасно сочетается со всеми соками, лучше всего с лимонным, а также с кокосовым молоком, сиропом, голубым ликером. Темный ром может употребляться горячим, в составе грогов, где его смешивают с сахаром, лимонным соком, корицей и горячей водой. Ром, прошедший длительную выдержку в дубовых бочках, пьют в чистом виде на дижестив.
Как уже говорилось выше, ром был крайне популярен у пиратов Карибского моря, охотившихся за торговыми судами. Но почему джентельмены удачи так пристрастились к этому жгучему напитку? Все дело в том, что этот напиток не только веселил, поднимал боевой дух и притуплял чувство голода, но и согревал в ненастную погоду. По тем же причинам ром был введен в ежедневный рацион британских моряков, и эта традиция сохранялась на флоте Ее Величества вплоть до 1970 года.
Куда пропали тараканы?Для начала надо сказать, что за последние два года тараканы покинули не только Челябинск и Екатеринбург. Исчезли они и из Красноярска, Улан-Удэ, Ставрополя, Ульяновска, Владивостока, Благовещенска, Иркутска, Саратова, Самары, Тольятти, Уфы, Перми, Геленджика, Тобольска, Старого Оскола… Наверняка этот перечень неполный.
Долгие годы горожане тратили огромные деньги на борьбу с «усатым зверем», но тот лишь благодарно поедал присыпки и дорогие гели и продолжал плодиться. Казалось, что химикаты только укрепляют их и без того устойчивый боевой дух. И вдруг как отрезало. Причём опустели не только обработанные по последнему слову химии квартиры, но даже больницы, студенческие общаги, продовольственные склады и медвытрезвители — традиционно самые любимые места обитания тараканов. Усатые полчища исчезли тихо, будто их и не было вовсе.
В исчезновении тараканов люди видят таинственный знак
Первыми исчезновение кормильцев заметили бизнесмены-тараканщики. Предприниматели, прежде наживавшие целые состояния на обработке квартир, в отчаянии заламывали руки. Специалисты муниципальных центров дезинфекции также остались не у дел. Наконец, забеспокоились и простые горожане. В народе стали поговаривать, что во внезапном тараканьем исходе есть некий таинственный знак.
В среде домохозяек сегодня популярна теория о том, что тараканы, как и крысы, бегут с тонущего корабля. Якобы у них есть дар за версту чувствовать войны, землетрясения и экологические катастрофы. Старожилы вспоминают, что однажды тараканы толпами уходили в леса в конце 30-х годов прошлого века, а потом началась Вторая мировая. Паникёры объясняют всё действием радиации, загрязнением окружающей среды и озоновыми дырами. Более рассудительные говорят о скудном рационе питания жителей регионов — дескать, даже «стасики» не выдержали и подались в хлебные края. А кто-то и вовсе полагает, что была проведена секретная биологическая операция с использованием специально выведенного вируса иммунодефицита — «тараканьего СПИДа». Корреспонденту «Версии» довелось выслушивать и экзотические мнения: прусаков испугало возрастающее число церквей. Существует поверье, что звон больших церковных колоколов и маленьких колокольчиков отпугивает всякую чертовщину, нечисть, а заодно с ними, стало быть, и тараканов.
Учёные не знают причин «великого исхода»
Примечательно, что и у энтомологов нет единого мнения о происходящем. Исход списывают на вредные производства, имеющиеся поблизости: в одной области — металлургический комбинат, в другой — полигон по утилизации боеприпасов, в третьей — ещё что-нибудь. Например, красноярские учёные связывают исчезновение тараканов с химическим отравлением атмосферы. Местные предприятия кроме бензопирена выбрасывают в воздух и множество диоксинов. Эти элементы мало изучены и свойства их практически неизвестны. Вполне возможно, считают специалисты, в Красноярске появилась новая форма этого губительного для насекомых вещества.
В Ульяновске причиной исчезновения тараканов энтомологи считают плохое отопление квартир. Насекомым комфортно, только когда температура воздуха не ниже 18 градусов тепла, а с отоплением в городе регулярные перебои. Это привело к тому, что «усачи» перестали размножаться и в конце концов простились с родиной Ильича навсегда. Уход тараканов, считают в Ульяновске, единственное, что сделано энергетиками на пользу людям. Недавно там, в парке имени Свердлова, даже прошла необычная общественная акция «Похороны Стасика». Её участники зарыли в землю труп «последнего» таракана и призвали власти улучшить качество отопления.
Жители подмосковного посёлка Бахчиванджи (Щёлково-4), расположенного в непосредственной близости от военного аэродрома Чкаловский, считают, что тараканов извёл керосин. За несколько десятков лет из-за течи старых, давно проржавевших трубопроводов под землёй образовалось целое «керосиновое озеро». Когда весной начался паводок, вода из озера прорвала грунт в подвалах многоквартирных домов.
В Саратове бытует мнение, что виной всему работа завода по уничтожению химического оружия в посёлке Горном. Вроде бы прусаки почуяли нездоровые испарения и потому убрались из жилых массивов. Власти, в свою очередь, утверждают: главным доказательством непричастности завода к исчезновению тараканов является тот факт, что маленькие кукарачи обитают на самом предприятии и прекрасно себя там чувствуют. «Мне кажется, завод ни при чём, — считает Валерий Белов, заместитель председателя областного Комитета государственного экологического контроля и природопользования. — Просто повысилась общая культура нашего быта, вот и меньше стало домашних насекомых». С ним согласен и профессор, заведующий кафедрой генетики Саратовского государственного университета Валерий Тырнов: «Да, тараканов не стало, но я не думаю, что это связано с уничтожением химического оружия. Ведь эти твари, как известно, и радиацию хорошо переносят, и ядерное оружие». Так что вопрос о причинах их исчезновения в Саратовской области остаётся открытым».
Жители Перми связывают тотальную эмиграцию прусаков с началом ввоза в Пермь элементов ядерных ракет и уничтожением их на стендах Кировского завода. Специалисты развенчивают и эту версию: ракеты в Пермь привозят уже давно, и прежде это никак не отражалось на тараканьей популяции. Кроме того, как уже не раз говорилось, тараканы практически нечувствительны к радиации и очень быстро приспосабливаются к химии.
Прусаки пережили даже динозавров
Давайте уточним ещё один момент: тараканы вообще самые живучие существа на Земле. Появились они, когда динозавров ещё в помине не было. Триста миллионов лет назад среди мхов и гниющих деревьев копошилось множество «прапра» наших соседей по кухне и ванной, очень похожих на нынешних. Не случайно они «на всю оставшуюся жизнь» сохранили любовь к теплу и высокой влажности. Приобретённые за сотни миллионов лет интуиция, живучесть и умственные способности тараканов поражают: они прекрасно запоминают окружающую обстановку, находят удобные убежища и передвигаются по определённым, безопасным для них маршрутам. «Стасики» поддаются дрессировке не хуже кошек, тараканьи бега — яркое тому подтверждение. Кроме того, главная сила прусаков — в их уникальной способности размножаться в любых условиях. Даже при отсутствии пищи самка за год способна «настряпать» несколько сотен тысяч отпрысков. До сих пор человечество не изобрело однозначно действенных способов уничтожения этих насекомых. Против тараканов бессильно даже ядерное оружие.
При этом не исключено, что один из секретов их выживаемости заключается в особом даре предвидения — умении вовремя сматывать удочки в преддверии катастроф. Все синантропные (живущие рядом с человеком) насекомые и животные являются так называемыми танатобайтами — предвестниками смерти. Энтомологи отмечают, что тараканы обладают, например, повышенной сейсмической чувствительностью и могут предвидеть землетрясение. Недавно взволнованных отсутствием тараканов жителей Владивостока счёл нужным успокоить сам ведущий телепередачи «В мире животных» Николай Дроздов: «Есть две возможные причины данной аномалии. Сотрудники Биолого-почвенного института ДВО РАН связывают ситуацию с продаваемыми во Владивостоке чрезвычайно эффективными китайскими порошками и гелями против тараканов. По версии Центра дезинфекции и дезинсекции, «усатые» селятся лишь в хорошо и, главное, бесперебойно отапливаемых домах. А ведь Дальний Восток уже несколько лет сотрясают энергетические ататататататы».
Во всём виновата мобильная связь
И всё же нельзя не заметить, что в среде учёных и рядовых граждан нет единства мнений о причинах столь масштабного явления.
А ведь оно захватило не только Россию. Почти полностью «обестараканел» Казахстан, то же самое наблюдается и в Белоруссии. Но ежели отбросить апокалипсические настроения, то уход тараканов наиболее вероятно связан (совпадает по времени и размаху) с распространением в СНГ высокочастотной мобильной связи. Кстати, схожий локальный прецедент наблюдался в Воронеже несколько лет назад, когда там на одном из заводов запустили производственную линию. Неуловимый гул от стекловаренных печей практически в одночасье свёл с ума жителей нескольких домов на соседних улицах. У людей начались головные боли, скачки артериального давления и нервные срывы. И тут же в неизвестном направлении ушли тараканы и рыжие домовые муравьи. Теперь люди заметили, что «усатые» пропали, как только в округе появились GSM-ретрансляторы сотовой связи.
Так ли это, трудно сказать. Бесспорно одно: свято место пусто не бывает. На смену тараканам приходит зверёк ещё более гадкий — клоп постельный кусачий. Именно он занимает освободившуюся экологическую нишу. Екатеринбургские и челябинские дезинсекторы сообщают, что количество клопов в квартирах горожан уже увеличилось на 60% и неуклонно продолжает расти.
Магическое число 13Число 13 люди еще с древности считали несчастливым. Оно идет сразу после числа 12, считавшегося совершенным числом, символом божественной гармонии: год делится на 12 месяцев и 12 знаков Зодиака, день и ночь продолжаются по 12 часов, и т.д. Число 13 начинает новый цикл и как бы нарушает равновесие, достигнутое в предыдущем. Поэтому 13 считается также числом смерти. В Каббале число 13 и смерть обозначаются одинаково: еврейской буквой «мем».
Еще Гесиод предостерегал крестьян не начинать посев 13-го числа. В вавилонском лунно-солнечном календаре в високосном году добавлялся дополнительный 13-й месяц под названием «ворон несчастья».
Но все же в языческие времена отношение к смерти у людей было несколько иным, чем сейчас. Люди верили в реинкарнацию, и поэтому смерть означала также начало новой жизни, что и выражено в символизме числа 13: завершение предыдущего цикла и начало следующего.
С распространением монотеизма смерть стала пугать людей, а вместе с ней — и число 13. Именно со времен средневековья люди избегают встречаться с числом 13, даже вопреки элементарной математике и логике.
Трискаидекафобия (боязнь тринадцати) распространена по всему миру. В США в домах нет этажей с номером 13. Хотя людя живут фактически на 13-м этаже, но не беспокоятся по этому поводу, потому что он считается 14-м. Во Франции нет и домов под номером 13, а в некоторых самолетах за 12-м сидением идет 14-е.
Плохой приметой считается, если за столом собрались 13 человек: люди верят, что тот из них, кто первым встанет из-за стола, — скоро умрет. Особо суеверные люди вообще стараются не выходить из дома 13-го числа каждого месяца, особенно если оно приходится на пятницу.
Но далеко не везде к числу 13 у людей было такое настороженное отношение. Обратные примеры мы встречаем на Американском континенте.
У майя и ацтеков 13 считалось священным числом и не связывалось с понятием смерти. В их мифологии небо делилось на 13 уровней, в каждом из которых жил свой бог. В календаре майя и ацтеков были 13-дневные «недели».
Основатели США также явно симпатизировали числу 13. Возможно, это было связано с тем, что штатов на момент обретения независимости от Англии было именно 13. Но не исключено, что такая симпатия к числу, символизирующему смерть старого и рождение нового, отражает их мечты построить принципиально новое государство, порывающее с традициями старой Европы. Так или иначе, но число 13 представлено во всех элементах герба США:
Мы видим над головой орла звезду, составленную из 13 звезд. В левой лапе орел держит 13 стрел, в правой — оливковую ветвь с 13 листьями и 13 ягодами. Даже девиз «E pluribus unum» («Из многих — одно») содержит 13 букв. Красных и белых полос на флаге США в сумме также 13.
В XIX веке в Нью-Йорке тринадцатью мужчинами был основан клуб «Тринадцать» — с целью высмеять представления о том, что это число приносит несчастье. Торжественный обед по случаю открытия клуба проходил в пятницу, 13-го января 1882 года, в комнате №13 в Книккербокер Коттедж, с 7.13 до 13.00. Члены клуба решили собираться ежемесячно, тринадцатого числа. Пожизненное членство в клубе стоило тринадцать долларов, первый взнос — один доллар тринадцать центов, ежемесячные взносы — тринадцать центов. На собраниях члены клуба эпатировали и прочие предрассудки: например — намеренно рассыпали соль и били зеркала. Деятельность клуба была настолько успешна, что вскоре возник дочерний клуб в Лондоне.
В нумерологии число 13 символизирует не только начало нового цикла и разрыв с прошлым, но и разрушение иллюзий, взгляд правде в глаза. Не случайно члены клуба «Тринадцать» в своей деятельности по высмеиванию суеверий вдохновились именно этим числом. Также 13 связывается с материальной стороной жизни в противовес «тонким материям», астралу и т.п.
XIII аркан Таро — Смерть, и толкование этой карты во многом совпадает со значением самого числа 13. Она символизирует полный разрыв с прошлым; конец вашей жизни в том виде, какова она есть. Карту можно толковать как отказ от старых идеалов, от прежних действий, переход от одного способа существования к другому.
Коса Смерти символизирует жатву: вы посеяли свое семя, оно взошло, и пришло время пожинать плоды. Вы получаете то, чему научились, и переходите на следующую, более высокую (если вы учились должным образом) ступень существования. Сейчас вы начнете совершенно иную, новую жизнь, которую даже не могли представить раньше.
Неудивительно, что число 13 с давних времен ассоциируется с Дьяволом. Если сопоставить элементы его символической трактовки: обновление, разрушение статичного «божественного» порядка (символизируемого предыдущим числом 12), перерождение и начало новой жизни, уничтожение иллюзий, акцентирование материальных сторон жизни — можно видеть, что все это есть характерные черты Князя Тьмы. Люди боятся числа 13 по той же причине, по которой они боятся Дьявола — из-за нежелания изменения привычного им порядка вещей и веры в иллюзии вместо адекватной жизни в реальном мире.
Число 13 само по себе не является ни счастливым, ни несчастным. Оно символизирует трансформацию и перерождение: связь между тем, что есть, и тем, что будет.
Смысл азбукиПочему ни в одном языке нет понятия «алфавитная истина», и только в русском языке есть понятие «азбучная истина»? А потому, что азбука – совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Азбука отличается от других алфавитов не только практически совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук – одна буква. В азбуке, и только в ней, есть содержание.
Для начала вспомним фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она известна каждому с детства и служит для запоминания последовательности цветов радуги. Это так называемый акрофонический способ запоминания: каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: каждый = красный, охотник = оранжевый и т.д.
Акрофония обеспечивает удобство запоминания азбуки и тем самым максимально быстрое ее распространение. Среди основных алфавитов, употребляемых в Европе, три в той или иной мере обладают акрофоничностью: греческий, иврит и кириллица (= глаголица). В латинице этот признак полностью отсутствует, поэтому латиница могла появиться только на основе уже распространенной письменности, когда акрофония несущественна.
В греческом алфавите прослеживаются остатки акрофонии в названиях 14 из 27 букв: альфа, бета (правильнее – вита), гамма и т.д. Однако эти слова ничего не означают в греческом языке и являются слегка искаженными производными еврейских слов: «алеф» – «бык», «бет» – «дом», «гимель» – «верблюд» и т.п. Сравнение по признаку акрофоничности прямо указывает на определенное заимствование греками еврейского письма.
Праславянская азбука также полностью обладает признаком акрофоничности, однако в одном отношении существенно отличается от иврита. В иврите все названия букв – имена существительные в единственном числе и именительном падеже, а среди названий 29 букв славянской азбуки, по крайней мере, семь слов – глаголы. Из них четыре в повелительном наклонении: два – в единственном числе (рцы, цы) и два – во множественном (мыслите, живите), один глагол в неопределенной форме (ять), один – в 3-м лице единственного числа (есть) и один – в прошедшем времени – «веди». Более того, среди названий букв встречаются и местоимения (како, шта), и наречия (твердо, зело), и имена существительные во множественном числе (люди, буки), как и в обычной речи.
В нормальной связной речи один глагол приходится в среднем на три другие части речи. В названиях букв праславянской азбуки наблюдается именно такая частота глагола, что прямо указывает на связный характер азбучных наименований.
Таким образом, праславянская азбука представляет собой послание – совокупность кодирующих фраз, позволяющих каждому звуку языковой системы придать однозначное графическое соответствие – то есть букву. При этом системы начертания букв для передачи одной и той же звуковой системы могут быть разными, например кириллица = глаголица для праславянского языка, кириллица = латиница для современного сербохорватского языка.
А теперь прочитаем послание, содержащееся в праславянской азбуке. Рассмотрим три первые буквы азбуки – аз, буки, веди.
Азъ – «я».
Буки (букы) – «буквы, письмена».
Веди (веде) – «познал», совершенное прошедшее время от «ведити» – знать, ведать.
Объединяя акрофонические названия первых трех букв азбуки, получаем следующую фразу: аз буки веде – я знаю буквы.
Объединяются во фразы и все последующие буквы азбуки.
Глагол – «слово», причем не только изреченное, но и написанное.
Добро – «достояние, нажитое богатство».
Есть (есте) – 3-е л., ед.ч. от глагола «быть».
Итак, глагол добро есте: слово – это достояние.
Продолжим разбор дальше.
Живите (вместо второго «и» раньше писалась буква «ять», произносилось живете) = повелительное наклонение, множественное число от «жить» – «жить в труде, а не прозябать».
Зело (передавало сочетание дз = звонкое ц) – «усердно, со рвением», ср. библейское имя Зелот – «ревнитель».
Земля – «планета Земля и ее обитатели, земляне».
И – союз «и».
Иже – «те, которые, они же» (передавало придыхательный звук типа озвонченного украинского «г»).
Како – «как», «подобно».
Люди – «существа разумные».
Фраза «Живите зело, земля, и иже како люди» означает: живите, трудясь усердно, земляне, и как подобает людям.
Мыслите (писалось с буквой «ять», произносилось мыслете, так же, как и «живете») – повелительное наклонение, мн.ч. от «мыслить, постигать разумом».
Нашъ – «наш» в обычном значении.
Онъ – «оный» в значении «единственный, единый».
Покои (покой)– «основа (мироздания)». Ср. «покоиться» – «основываться на…».
Мыслите нашъ онъ покой – постигайте наше мироздание.
Рцы (рци) – повелительное наклонение: «говори, изрекай, читай вслух».
Слово – «передающее знание».
Твердо – «уверенно, убежденно».
Рцы слово твердо – неси знание убежденно.
Укъ – основа знания, доктрина. Ср. наука, учить, навык, обычай.
Фертъ, ф(ъ)ретъ – «оплодотворяет».
Херъ – «божественный, данный свыше». Ср. нем. Herr (господин, Бог), греч. «иеро-» (божественный), а также русское имя бога – Хорс.
Укъ фъретъ Херъ – знание оплодотворяет Всевышний, знание – дар Божий.
Цы (ци, цти) – «точи, проникай, вникай, дерзай». Ср. аналогично многозначное нем. Ziehe с преимущественным значением «проникни».
Червь (черве) – «тот, кто точит, проникает».
Ш(т)а (Ш, Щ) – «что в значении «чтобы». Ср. укр. «що», болг. «ще».
Ъ Ь (еръ/ерь, ъръ) – представляют собой варианты одной буквы, означавшей неопределенный краткий гласный, близкий к «э». Вариант «ь» возник позднее из «iъ», – именно так письменно отображалась вплоть до ХХ в. буква «ять».
Слово «ъръ», по-видимому, означало сущее, вечное, сокровенное, пространство – время, недоступное человеческому разуму, светоч, Солнце. По всей вероятности, «ъръ» – одно из наиболее древних слов современной цивилизации.
Юсъ (юс малый) – «свет, старорусское «яс». В современном русском языке корень «яс» сохранился, например, в слове «ясный».
Ять (яти) – «постичь, иметь».
Цы, черве, шта ъра юсъ яти! – Расшифровывается как «Дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь!».
Совокупность приведенных выше фраз и составляет азбучное послание: азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!
Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убежденно. Знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!
Праславянская азбука – это первый в истории современной цивилизации учебник. Человек, прочитавший и понявший азбучное послание, овладевает не только универсальным методом хранения информации, но и приобретает способность передачи накопленного знания, т.е. становится Учителем.
Свободные деньги города ВергльВо времена Великой Депрессии бургомистр австрийского городка Вергль, чтобы хоть как-то бороться с инфляцией, отсутствием средств и безработицей, решил провести экономический эксперимент, описанный в книге известного экономиста того времени Сильвио Гезелля «Естественный экономический порядок». Михель Унтергуггенбергер решил выпустить в обращение «местную валюту», которая бы не имела эмиссии, то есть не обесценивалась.
31 июля 1932 года магистрат города выпустил 5000 «свободных шиллингов» (то есть беспроцентных шиллингов), которые были покрыты такой же суммой обычных австрийских шиллингов в банке. Этими деньгами оплачивались зарплаты и материалы, торговцы и предприниматели принимали их в качестве оплаты. Плата за пользование этими деньгами составляла ежемесячно 1 %, то есть 12 % в год. Вноситься она должна была тем, кто имел банкноту в конце месяца. Плата вносилась в форме марки с номиналом 1 % от стоимости банкноты, приклеивавшейся на обратной стороне банкноты. Без такой марки банкнота была недействительна. Такой вид налогообложения привел к тому, что любой человек, получавший свободные шиллинги в качестве оплаты, старался их как можно быстрее потратить, прежде чем перейти к оплате своими обычными деньгами. Жители Вёргля даже свои налоги оплачивали заранее, чтобы избежать внесения платы за пользование деньгами. В течение года 5000 свободных шиллингов были в обращении 463 раза, было произведено товаров и услуг на сумму около 2 300 000 шиллингов (5000 х 463). Обычный шиллинг за это время был в обращении всего 213 раз. Полученная магистратом плата, обеспечившая быстрый переход денег из одних рук в другие, составила всего 12 % от 5000 свободных шиллингов=600 свободных шиллингов. Несмотря на успех, опыта одного города не достаточно, чтобы утверждать об эффективности идей Гезелля в масштабах страны. Экономический подъём в Вёргле во время эксперимента мог быть определен другими факторами, исследование которых не проводилось. Например, рост оборота в период общего кризиса и спада вовсе не означает, что подобные меры будут иметь положительное влияние в условиях достаточно стабильного оборота. Тем не менее, когда более 300 общин в Австрии заинтересовались данной моделью, Национальный банк Австрии усмотрел в этом угрозу стабильности денежной системы. Несмотря на большой интерес к этому эксперименту и его поддержку премьер-министррм Франции Даладье и известным экономистом Ирвингом Фишером, центробанк Австрии вмешался в дела магистрата и запретил печатание местных денег. Запреты касались непосредственной эмиссии денег местными властями, а не принципов системы Гезелля. Несмотря на то, что спор длился очень долго и рассматривался даже в высших судебных инстанциях Австрии, ни Вёрглю, ни другим европейским общинам не удалось повторить этот эксперимент.
Вчерашняя подборка Интересных фактов находится ЗДЕСЬ
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: