Частные автомобили, в 1930-е годы, огромная редкость, их малочисленное количество, главным образом, было сосредоточено в столице, точных данных, конечно же, нет, но можно предположить, что число частных автовладельцев на весь СССР исчислялось сотнями.
В те годы, стать владельцем личного автомобиля было практически невозможно, его можно было выиграть в государственную лотерею, кстати, о такой возможности, устами Глеба Жеглова, упоминается в фильме «Место встречи изменить нельзя», и получить в награду за выдающиеся заслуги перед государством.
Как раз об этом пойдёт речь в данном рассказе. В годы первой пятилетки, начинают зарождаться различные формы производственных соревнований, не обошлось без них и на шахтах Кузбасса. Иван Акимович Борисов работал забойщиком на новой шахте «Центральная штольня», которая входила в состав шахтоуправления 3-3-бис им. Р.И. Эйхе. В мае 1929 года, он первым на Прокопьевском руднике включился в соцсоревнование за досрочное выполнение плана первой пятилетки. В июле того же года возглавил бригаду забойщиков, а через три с половиной года, эта бригада завершила выполнение пятилетнего плана.
За ударный труд бригадир Борисов был неоднократно отмечен. В 1933 году, нарком тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе, премировал его легковым автомобилем ГАЗ-А.
Вот фотография, где Иван Акимович запечатлён у своего автомобиля. Здесь стоит обратить внимание на номерной знак. 40-50 З-СИБИРЬ.
Кемеровской области, как административно-территориальной единицы ещё не существовало. Кузбасс тогда входил в состав Западно-Сибирского края. Только в 1937 году, край был разделён на Новосибирскую область и Алтайский край, а в 1943, из состава Новосибирской области выделена Кемеровская. Так что фото свидетельство автомобиля с таким номерным знаком, по истине уникально.
На этом фото виднеется ещё один ГАЗ А, принадлежавший Григорию Апанаскину, тоже ударнику, его можно считать вторым частным автомобилем в Кузбассе.
И.А. Борисов и в дальнейшем совершил не мало трудовых подвигов.
Указом ЦИК СССР, от 7 июля 1935 года, Иван Акимович награждён орденом Ленина, он стал первым кавалером высшей награды страны, среди шахтёров кузнецкого угольного бассейна.
Вскоре руководство рудника направляет его в Москву для получения высшего образования. Такой поворот судьбы героя-ударника сказывается и на судьбе его автомобиля. Иван Акимович решает подарить свою машину рудоуправлению, для использования в хозяйственных целях.
Кто знает, быть может на этом фото, у комбината шахты, одна из машин именно она.
Как сложилась её дальнейшая судьба можно представить, либо она выработала свой ресурс и была списана, а затем утилизирована, либо дожила до 1941 года и была направлена в Красную Армию.
В июле 1941 года, Борисов получил диплом об окончании академии с присвоением квалификации горного инженера. Как раз началась война, он попросился на фронт, но получил отказ. Его опыт и знания были нужнее на угольном фронте. Он был направлен на шахту № 5/6 и назначен начальником участка. Там производился монтаж новых тогда щитовых перекрытий, Иван Акимович не подводил, с работой справлялся. Но однажды случилась трагедия.
21 июля 1943 года, после осмотра забоев, он направлялся на-гора, когда внезапно, откуда-то хлынула вода, перемешанная с глиной. Он вполне мог спастись, до поверхности оставалось порядка двадцати метров, но он бросился назад, чтобы предупредить работавшую бригаду. В этот момент поток жидкой глины уже почти нес его. Рабочих он успел предупредить, семеро забойщиков успели взобраться на монтируемый щит. Вода перестала пребывать, образовался воздушный мешок, вот в нём, по плечи в воде, они провели семь суток, пока их не спасли… Ивана Акимовича среди спасённых не оказалось, его тело нашли лишь на семнадцатый день поисков, в самом дальнем тупике, куда его отнесло глинистым потоком.
Вот такая великая и в тоже время печальная история…
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: