На примере японских и пакистанских грузовиков мы увидели, сколь необычные формы могут принимать смешение национальной культуры и любви к своему многоколёсному кормильцу.
КамАЗы с наклейками, брызговиками, светоотражателями и хромированными деталями от легковушек, конечно, тоже можно отнести к колёсному фольклору, но это не самый выразительный вариант из существующих. А вот филиппинские «джипни» с легкостью встанут в один ряд с описанными ранее грузовиками.
В годы Второй Мировой Войны эта молодая страна подверглась нападению Японской Империи. Филиппинские партизаны при поддержке США активно противостояли интервенции, а в 1945 году пришла армия союзников и помогла выбить японцев с занимаемых территорий. За поставки снабжения американских военных отвечал предприимчивый 27-летний лейтенант Гарри Стоунхилл, из семьи польских евреев. В последствии именно он же был ключевой фигурой в вывозе отработавшей свое американской техники и оборудования с островов. Молодая страна представлялась ему отличной возможностью наполнить карман, и значительную часть механизмов он с выгодой для себя продал аборигенам. Особой популярностью среди лотов пользовались армейские Jeep. К слову, позже Стоунхилл вернулся на Филиппины, сколотил табачную империю, разбогател, попался на махинациях с налогами и взятках чиновникам, включая президентов страны, и был депортирован.
Но, вернёмся к автомобилям. Бедным филиппинцам было не до шика, они не могли позволить себе кататься по островам на маленьком четырёхместном джипе. Начались переделки: первым делом вместо заднего сидения были установлены две боковые скамейки и металлическая крыша, спасающая от палящего солнца. Затем водители избавлялись от гнетущей военной расцветки, украшая авто кусками нержавейки и выкрашивая в яркие цвета. Считается, что теснота этого аскетичного транспорта и дала ему оригинальное название: сочетание слов Jeep и knee – колено, намекая на то, что пассажиры, сидя в джипни, упираются друг другу в колени.
На долгие годы эти автомобили стали единственным общественным транспортом в стране. Со временем пассажировместимость джипни росла, а затем их и вовсе стали производить из более доступных и современных японских автомобилей. Вокруг потребности в джипни выросла целая индустрия, в условиях небольшого цеха, примерно за одну неделю, инженерами, дизайнерами и механиками без какого-либо образования, но с внушительной квалификацией, из кусков железа, узлов и агрегатов разных авто, рождаются эти уникальные маршрутки. Есть и серьёзные производители с более крупным штатом сотрудников и внушительным месячным тиражом. Лишь одно остается без изменений – форма. При всём разнообразии выбираемых агрегатов, это всегда яркий и блестящий транспорт для дешёвого передвижения.
За долгие годы на разных островах и в разных городах закрепились свои производители джипни, у каждого из которых есть свой стиль. Одни продолжают производить джипни с хорошо узнаваемыми чертами классического Jeep, другие за основу берут старые японские грузовички Suzuki и Isuzu грузоподъемностью в 500 кг, третьи пытаются стилизовать джипни под седаны, четвёртые используют переднюю часть от современных внедорожников Toyota, Mitsubishi или даже Hummer. Каждый производитель стремится создать максимально яркий автомобиль, и часто оснащают их еще и громкой стереосистемой со светомузыкой. Некоторые производители со временем выходят на достаточно серьёзный уровень и выпускают уже практически настоящие микроавтобусы, с новым двигателем, кондиционером и автобусными дверьми, в столице же и вовсе появились электроджипни.
Один из крупнейших производителей — Sarao Motors, был основан еще в 1953 году и первоначально представлял собой гаражную мастерскую, основатель которой, Леонардо Сарао, начал бизнес на 700 песо, взятых в долг. Впоследствии мастерская разрослась и выпускала до 7 джипни из 8 ездящих по улицам.
Техническому перевооружению способствуют еще и власти Филиппин. Не так давно была введена норма, ограничивающая срок эксплуатации пассажирских джипни 15-ю годами. Исследование показало что 16 джипни потребляет столько же топлива, сколько и 54 современных комфортных автобуса с системой кондиционирования воздуха. Не в их пользу говорит и культура водителей, которые могут остановиться в совершенно неожиданном месте, спровоцировав затор, или подрезать один другого в пылу борьбы за пассажира. Стоит ли говорить о безопасности, как самой кустарной конструкции, так и пассажиров в тесном салоне без каких-либо средств безопасности.
Похожий транспорт, но гораздо более внушительных размеров используется в провинциальных районах Эквадора и Колумбии, там он называется «чива» или «эскалера», что в переводе с испанского значит «коза» и «лестница» соответственно.
Впервые подобный транспорт появился в Колумбии, в начале XX века. В 1908 году колумбийские инженер и механик купили в Штатах голое шасси и соорудили на нём четыре деревянные скамейки и навес над ними. Чива курсировала между провинциальными городами, что значительно упрощало жизнь крестьянам. Позже крышу стали делать жесткой, чтобы на ней можно было перевозить груз. Крестьяне из бедных районов нередко там перевозят коз, а забираться туда приходится по лестнице, отсюда и название.
Чивы обычно выкрашены в цвета эквадорского или колумбийского флага, а также украшены национальными орнаментами. Металл тут непременно соседствует с деревом, даже современные автобусы лишаются боковых стальных обшивок, и сиденья заменяются на деревянные скамьи. Водители часто дают имена своим чивам.
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: