На сером фоне российского автопрома, Tagaz Aquila промелькнула метеоритом. Яркая вспышка — и нет его. Те, кто не успел заказать российский "спорткар", были разочарованы, остальные вряд ли поняли, что это было.
В отличие от ё-мобиля и «Маруси», Таганрогскому заводу все же удалось выпустить и продать некоторое количество товарных машин, но история Aquila закончилась так же печально, как и большинство амбициозных российских проектов…
Таганрогский автомобильный завод известный в первую очередь сборкой различных корейских иномарок :сначала — Daewoo ;потом — Hyundai Accent ;затем — старыми моделями Hyundai и SsangYong ; а последнее время китайских — Chery, и все это иногда под своим брэндом — TagAZ и Vortex соответственно, которые производились, даже когда предприятие было при смерти — то есть, в состоянии банкротства.
Первая попытка создать собственный бюджетный автомобиль была предпринята таганрожцами ещё в 2008 году, но закончилась международным скандалом. Представленный ТагАЗом автомобиль по имени — "Вега", был признан корейским судом — плагиатом по конструкции кузова с седана Daewoo Lacetti/Nubira III, собираемого на заводе в Сеуле. Вся пикантность ситуации состояла в том, что разработкой "Веги" занимался именно корейский филиал ТагАЗ — TAGAZ Korea. В итоге, проект "Вега" рухнул, так и не успев толком начаться.
Этому же филиалу, было впоследствии поручено занимался и разработкой нового автомобиля от ТагАЗа — Aquila. Однако, учитывая неудачный опыт с "Вегой", корейские партнёры таганрожцев придали новому авто столь оригинальный облик, что любые попытки обвинить корейских дизайнеров в плагиате и на этот раз — явно были обречены на провал.
Сначала планировалось, что новинка будет выпускаться в классическом двухдверном кузове купе. Но затем, по настоянию заказчика, то есть — ТагАЗа, задние двери всё же врезали. Таким образом автомобиль изначально задумывавшийся как двухдверка, наделили еще и очень редким и необычным кузовом — четырехдверное купе! И замечу, что в случае с Aquila, это не был маркетинговый ход, которым сегодня пользуются многие европейские авто-производители — называя так свои полноценные 4-дверные,4-местные седаны спортивного вида. Aquila — обладала классической для бюджетных спортивных купе подобного класса посадкой 2+2,которому ради практичности добавили пару дверей.
В конце 2011 г. на завод из Кореи приехал полноразмерный макет четырехдверного купе и ходовой прототип. В 2012-м силами десятка опытных работников началась тестовая сборка машин (хотя о ее начале завод объявил в феврале, по факту она началась раньше — это были выставочные образцы для шоурумов. Комплектующие брали у различных китайских производителей :мотор Mitsubishi 4G18S и коробку передач Aisin F5M41 (знакомые по Mitsubishi Lancer IX и BYD F3) заказывали у китайского производителя DAE из Харбина ; пластик салона приходил из Китая (в Таганроге его оклеивали тканью или кожзамом), оттуда же заказывали кузовные стеклопластиковые панели. А вот основу машины :стальной трубчатый каркас, передний подрамник и балку задней подвески — изготавливали на заводе из российского металла.
Первые, снятые дрожащей рукой на телефон фотографии необычной машины в начале января 2012 года — распространила пресс-служба ТагАЗа
Ни шильдик с изображением орла — вместо привычного ТагАЗовского треугольника, ни надпись PS511 шрифтом Porsche — на крышке багажника, ни о чем не говорили. Были слухи, что необычную четырехдверку разработали совместно с неким корейским партнером — и это была вся доступная на тот момент информация. Постепенно стали появляться подробности. Председатель совета директоров и основатель ТагАЗа (в 1998 году) — Михаил Парамонов, в интервью РБК объявил имя машины — Aquila, то есть Орел, в переводе с латыни. Сообщалось, что автомобиль с мотором 1,6 будет продаваться по цене всего 400 000 рублей, а затем получит более мощный силовой агрегат и версию классического купе. Буквы MPM на шильдике расшифровали как Mikhail Paramonov Motors
Ситуация складывалась во многом удивительная. Впервые отечественный автопроизводитель (хотя конечно — отечественной, новую машину назвать можно было с огромной натяжкой) представил яркий спортивный автомобиль, да еще и в очень редком и экзотическом кузове четырехдверное купе. Что интересно, громкая заявка происходила от завода, незадолго до того объявившего себя банкротом, и явно говорила о том — что это была попытка спасения последнего.
Чтобы Aquila соответствовала нормам безопасности, стальной каркас сделали мощным, в результате чего его вес превысил 700 килограммов. В конце декабря 2012 г. автомобиль прошел сертификационный краш-тест на Дмитровском полигоне
На видео с испытаний можно увидеть, что при ударе на 56 км/ч подушка безопасности водителя раскрылась, сминаемый передок погасил удар, а передняя стойка не деформировалась. В НАМИ более подробно рассказывать о результатах краш-теста тогда отказались, так как такие данные составляют коммерческую тайну. Тем не менее, одобрение типа транспортного средства, "диковинный стеклопластиковый" автомобиль получил.
В отличие от иностранных одноклассников в числе которых выступали — Hyundai Genesis Coupe и Toyota GT86/Subaru BRZ, отечественный спорткар был устроен довольно необычно для этого класса : на стальной каркас навешены наружные панели из стеклопластика (FRP), между собой панели соединяются при помощи клея, а весь кузов держится на каркасе благодаря замкам и защёлкам. Насколько это было практично на наших ухабах — сказать сложно, но в условия когда планировалось выпускать на более 1000 автомобилей в год, это было вполне оправданно. Нацелен "отечественный" спорткар, был естественно на молодежную аудиторию, которая хотела получить красивый и необычный автомобиль, по цене ВАЗовской "Приоры". И действительно главным плюсом Aquila, названной к тому времени в народе — "русский Феррари", несомненно является ее экстравагантная внешность: стремительные контуры, аэродинамика, низкий силуэт, покатая крыша — действительно напоминают некий суперкар типа тогдашних моделей Ferrari. При этом корейским дизайнерам удалось на этот раз не опуститься до простого плагиата, а создать действительно свой, авторский кузов. Харизматичный, запоминающийся и действительно оригинальный
Неизвестный дизайнер, обладал вкусом и талантом: Aquila удивляет изяществом линий и отсутствием очевидных цитат. Ручки и зеркальца от микролитражки Chery QQ совершенно не портят картину. Главный и очевидный внешний недостаток — крохотные окошки задних дверей — маскируют оклеенные черной пленкой дверные рамки. Aquila очаровывает с первого взгляда. Огрехи сборки вроде торчащих дверей и щелей между панелями в салоне замечаешь позже, когда эмоции улягутся.
Длина/Ширина/Высота — 4683 мм./1824 мм. /1388 мм.
Колесная база — 2750 мм.
Колея задняя;передняя — 1551 мм. ;1560 мм.
Масса — 1410 кг. ;
Полная — 1800 мм.
Дорожный просвет — 120 мм.
Интерьер же после внешнего эффекта, вызванного кузовом Tagaz Aquila, опускает с небес на землю. Сев в машину убеждаешься — ты сидишь в автомобиле эконом-класса. Несмотря на претензии в оформлении — как например чёрно-красная цветовая гамма (вставки под цвет кузова), до настоящего спортивного интерьера машине было далеко. Отделка салона явно бюджетная :простой руль регулируемый только по высоте, панели из недорогого пластика и дерматина, сделано всё довольно просто без использования всяческих тонких инструментов. Низкие спортивные сиденья обшитые тонким кожзамом, регулируются соответственно спортивному стилю — только продольно и спинка. В сумме с высоким рулем последние становились весьма большой проблемой при длительной езде.
В интерьере так же широко использованы детали интерьера от корейских и китайских авто. Особенно нелепо смотрится приборный щиток от Lacetti
В базовую комплектацию входят кондиционер, электростеклоподъёмники, центральный замок, электрорегулируемые зеркала с подогревом, магнитола, гидроусилитель руля, литые диски, подушка безопасности водителя и ABS. Автомобиль продавался по цене от 415 тысяч рублей на условиях получения машины на заводе.
О спортивности напоминают разве что кресла особой анатомической конструкции, да весьма неудобная низкая посадка
Проникать на второй ряд сидений людям с проблемами опорно-двигательного аппарата будет очень затруднительно да и здоровые вряд ли обрадуются подобному решению, ведь сзади Aquila полностью соответствовала заявленному кузову купе. Места по длине — неожиданно много, сидишь как в лимузине, закинув ногу за ногу, а вот потолок очень низок и "давит" на голову.
Впрочем, давить он может и без кавычек, если рост пассажира хоть немного выше среднего — ему приходится наклоняться вперёд заодно и для того, чтобы хоть что-то рассмотреть вокруг. Хотя, сделать это проблематично — в боковые окна мало что видно.
Петли крышки багажника сделаны так, что отнимают часть полезного пространства. Поставить более продвинутую конструкцию — значит, увеличить цену, а этого делать нельзя, да и проём очень заужен по бокам задними фонарями. Сам же объём багажника — лишь 392 литра, увеличить его невозможно — заднее сиденье не складывается вообще, даже целиком. Но это является особенностью любого спорткара.
Глянув на технические характеристики ТагАЗ Aquila — сразу же понимаешь, что перед тобой вовсе не спорткар.
Двигатель от "Мицубиси", объёмом в 1,6 литра в 107 л.с. — явно слабоват для "спорткара" в 1,5 тонны весом
В итоге, "русский Феррари" способен разгоняться лишь до 180 км/ч, при соответствующей динамике разгона — 13 секунд от нуля до сотни. При этом после прохода порога в 60 км/ч в салоне начинает появляться нарастающий гул — сказывались проблемы с шумоизоляцией.
В середине марта 2012 года стартовали продажи Aquila — покупателю предлагалось забирать машину на заводе.
Летом главный цех был закрыт и на заводе начались массовые увольнения. Оставшихся работников перекинули на сборку Aquila. За смену должны были сначала собирать пять машин, но потом план снизили до двух.
Один из работников ТагАЗа, слесарь четвертого разряда Борис Перевалов, тогда рассказывал — «В один месяц мы собрали 30 машин, но был месяц, когда только девять. Поначалу нас было человек 70, но потом все меньше и меньше. Денег нам не платят — мы сели и сидим»
Производство шло неравномерно: то сборщики бастовали из-за задержки зарплаты, то не хватало комплектующих. Перевалов вспоминает, что некоторые детали завезли на завод ящиками, некоторых приходилось ждать. Стальных каркасов наварили с избытком, с размахом закупили и кузовных стеклопластиковых панелей — 400 или 500 комплектов. Однако контролем изготовления деталей кузова и их приемкой, по-видимому, никто не занимался. Детали топорщились и не хотели прилегать друг к другу, со временем их научились подгонять и подтачивать, но первые машины выглядели ужасающе: торчащие углы дверей, полуоткрытые капоты, зазоры разной величины. Выравнивание стеклопластиковых дверей — по две с каждой стороны — было само по себе нетривиальной задачей, но кривые панели делали ее невыполнимой. Вспоминает бывший сотрудник ТагАЗа — «Это был титанический труд. На одной из ранних машин мы выровняли снаружи двери, так чтобы ничего не торчало, сажусь в салон, захлопываю дверь и вижу через щель цех».
В результате те машины, которым удавалось добраться до участка доводки, могли застрять на нем на неделю, а то и на две. Отдельные Aquila снова начинали разбирать, чтобы устранить дефекты. К осени сборка шла практически в осаде, завод остался без света и отопления, а Aquila рождались под грохот дизельных генераторов и звон ключей — машины собирали вручную. В морозы генераторы бунтовали и не хотели запускаться. Из-за этого сборка каждой машины обходилась слишком дорого — только генератор потреблял в сутки полторы тонны горючего. А на заводе и так висели многомиллиардные долги.
В это же время сборка Aquila начинается на второй площадке — бывшем комбинате детского питания в Кулешовке (Азовский район). Там когда-то была смонтирована линия под производство седана C-100 Vega. Однако красили кузова все равно на ТагАЗе. Проект в Кулешовке не пошел — сельские жители предпочитали ездить на заработки в находящийся неподалеку Ростов, а возить рабочих из Таганрога оказалось хлопотно и накладно. Производство на ТагАЗе сохранилось, но сборку машин осуществляла уже компания «Векта», а не «ТагАЗ Интернейшнл».
Параллельно с организацией производства в Азове рассматривались планы рестайлинга, а также выпуска купе и кроссовера, для чего привлекался тольяттинский дизайнер Виталий Иванов, известный по разработке Kalina RC, но дальше эскизной проработки дело не пошло. Чтобы улучшить качество кузовов, «ТагАЗ Интернейшнл» решил поменять изготовителя стеклопластиковых панелей и заказывать их неподалеку — в Таганроге. Хотя новый поставщик и не имел опыта работы с автомобилями, он справился лучше китайцев: зазоры стали меньше, двери — ровнее!
От серии к серии машины менялись. На нескольких тестовых Aquila стояла задняя подвеска от седана BYD F3, от которой в итоге отказались, посчитав ее слишком громоздкой. Кроме того, были планы установить под капот четырехдверного купе двигатель 2,3 (150 л.с.) от TagAZ Tager (SsangYong Korando таганрогской сборки). Главное отличие первых 30 машин — накладки на противотуманные фары с ребрами, окрашенные в черный цвет. Следующие Aquila были без ребер и рамки дверей у них не оклеены черной пленкой.
В Китае
На последней серии четырехдверного купе ребра на противотуманках появляются снова. Еще одно отличие машин поздних выпусков — одинарные, а не сдвоенные спицы легкосплавных дисков. Кроме того, несколько Aquila финальной серии готовили к какой-то выставке — эти машины собраны особенно тщательно, передняя панель обита алькантарой, а двери — кожзамом с красной прострочкой. На некоторых машинах мягкие вставки на передней панели были черными, на остальных — красными, белыми, желтыми или синими. Обычно машины окрашивались в красный, желтый и белый цвета. Черно-графитовые и коричневые Aquila встречались куда реже.
Первыми кузова из отечественного пластика получили Aquila из Кулешовки, а в Таганроге продолжали использовать запасы китайских панелей. На радостях там начали переделывать машины из первой партии и даже поменяли кузов одному недовольному владельцу Aquila раннего выпуска. Однако вскоре заводу стало нечем расплачиваться за кузова и в дальнейшем четырехдверные купе собирали из китайских панелей, но с российскими дверьми. К концу 2013 года на Aquila начали крепить новые таблички с обнуленной нумерацией и новым именем сборщика — ООО «Векта». Производство машин продолжалось до сентября 2014 г., при этом сколько было выпущено машин, доподлинно неизвестно. Называются различные цифры — от 200 до 270 штук. Впрочем, ставить в истории TagAZ Aquila точку пока рано. По информации бывших работников завода, несколько специалистов и оставшиеся машинокомплекты — в 2015 году были отправлены в Китай для организации производства машины на местном рынке.
Под Парижем
Сам Михаил Парамонов после банкротства ТагАЗа осел во Франции, где организовал производство "спорткара" Aquila под другим именем — MPM PS160. Выпуск автомобилей был налажен в городке Круасси-сюр-Сен под Парижем, на предприятии трудилось 50 человек, преимущественно инженеры, а машина уже получила одобрение как мелкосерийное транспортное средство, с разрешенным объемом выпуска не более 1000 штук в год
Технически машину осовременили : изменены материалы отделки, тщательнее подогнаны детали, а сборку теперь осуществляют роботы. Заявленная цена PS160 не заоблачная — от 12 990 евро. За эти деньги предлагают 4-местный, 4-дверный автомобиль с 1,6-литровым мотором Mitsubishi (4G18S) мощностью 107 л.с. Вес машины — 1225 кг, российская версия была тяжелее — 1400 кг. Покупателям предлагали на выбор 19 цветов автомобиля, возможно также и двухцветное оформление
В оснащение PS160 входит ABS, подушка безопасности водителя, "кожаная" обивка сидений, аудиосистема с 8 динамиками, климат-контроль, противоугонная система, 18-дюймовые колеса и т.д. Гарантия на транспортное средство составит 3 года или 100 тыс. км.
Справка с официального сайта компании MPM гласила: "MPM Motors была основана в 2010 году. PS160 — это стартап команды молодых и амбициозных инженеров, разработавших свою первую модель. Производственная линия была открыта в январе 2016 года, что позволило создать много рабочих мест в регионе. MPM PS160 является ярким доказательством того, что построить новый, колоритный и доступный автомобиль во Франции возможно."
Но в августе 2015 года имущество Михаила Парамонова арестовал суд первой инстанции Версаля в рамках исполнения решения Черемушкинского райсуда Москвы, вынесенного еще 10 апреля 2012 года. Ведь бизнесмен выступал поручителем кредита ТагАЗа, выданного под проект по реализации запчастей для китайских и корейских автомобилей. Речь идет о займах в 21,99 млн евро, 1,9 млн долларов. Вернуть кредит за счет обанкротившегося автозавода не удалось и пришлось взыскивать долг с поручителя.
Производство таганрогского спорткара выглядело как подвиг, но даже в идеальных условиях Aquila вряд ли смогла бы спасти завод. Это имиджевый продукт контрактного сборщика, созданный на узлах выпускаемых на том же предприятии автомобилей. Авантюра, но российскому автопрому как раз не хватает таких историй. И хотя в народе Aquila прозвали — "русским Ferrari", она скорее — "русский De Lorean". De Lorean так же поражал своими необычными формами, но страдал от невысокого качества сборки и оснащался не самым выдающимся на тот момент мотором. В его летописи была и детективная история со спасением завода при помощью кокаина, и легендарный фильм "Назад в будущее", и возобновление мелкосерийного производства в Техасе в 2000-х. В отечественной истории как всегда — меньше Голливуда и больше российской безысходности.
P.S. Сегодня цены на этот современный коллекционный и почти новый автомобиль варьируются на отметке 250 000-600 000тр.
Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение: