Разговор о борьбе с нетерпимостью сегодня уже невозможно вести без упоминания интернета и связанных с ним проблем её распространения, считает Вячеслав Моше Кантор, международный общественник, сделавший борьбу с проявлениями ненависти и ксенофобии основным направлением в своей работе. Поминая особенно глубоко проблематику антисемитизма, эксперт именно на его примере нередко рассматривает те негативные тенденции, которые характерны и для других форм ненависти. С его подачи, в частности, с 2010 года в мире вёлся ежегодный мониторинг того, как проявляется антисемитизм, какие изменения претерпевает – и какие каналы для своего распространения находит. Именно в последнем пункте интернет и стал из года в год набирать свою тревожащую «популярность».
Из сети на улицу
Европа, как и многие страны и континенты, не единожды была мишенью самых неожиданных и бесчеловечных терактов, но всё же не так часто теракты эти были внутренними – то есть, совершёнными самими европейцами. По этой причине трагедия в Галле в 2019 году стала таким потрясением для многих. Вооружённый преступник выбрал целью своей атаки синагогу, намереваясь поджечь здание и напасть на тех, кто находился внутри. Охрана сработала грамотно – в саму синагогу злоумышленник так и не попал. Но его жертвами всё же стали двое обычных прохожих.
Уже в ходе расследования и допросов выяснилось, что антисемитское преступление не взялось ниоткуда – будущий террорист и прежде транслировал соответствующие взгляды, особенно активно продвигая ненавистнический контент в сети. Более того, само своё преступление он также намеревался превратить в контент – отправился на него, вооружившись не только оружием, но и камерой, чтобы транслировать всё происходящее в сеть. Не скрывал он позже и того, что сами мысли о теракте посетили его на фоне того, что он изучал и видел в интернете – и оттуда же он почерпнул саму идею своего «поступка».
Как отмечал Вячеслав Моше Кантор, высказывая свою оценку произошедшего в Галле, взаимосвязь интернета и реальных преступлений уже давно превратилась в тенденцию – слишком часто вандалы, преступники и даже террористы признаются в том, что именно интернет и содержащийся в нём ненавистнический контент «вдохновляют» их на злодеяния. И это характерно не только для антисемитизма, массовость проявлений которого в сети растёт из года в год, но и для других форм ненависти. Достаточно вспомнить Новую Зеландию, где злоумышленник напал на людей в мечети – как показало следствие, антимусульманский контент в сети был также ему хорошо знаком и пользовался его вниманием.
Словами не ограничился
Наметившая тенденция перетекания сначала реальных преступлений в интернет, что отмечали как раз специалисты по мониторингу уровня антисемитизма, а затем – обратно, по мнению Вячеслава Моше Кантора вдребезги разбивает устоявшееся и, увы, неверное утверждение о том, что словами убить нельзя. Атмосфера ненависти, нагнетающаяся такими словами и настроениями, создаёт благоприятную почву для того, чтобы преступления совершались – если нетерпимость уже царит, то так ли много значит шаг от слов к страшному делу?
К сожалению, отсутствие должного внимания к словесным проявлениям ненависти и к ненавистническому контенту в сети нередко приводит к тому, что потенциальные преступники получают возможность совершить этот самый шаг. Террорист из Галле – далеко не первый и не последний пример того, как человек, активно пропагандирующий ненависть в сети, берёт наконец в руки оружие и претворяет свои угрозы в жизнь. Антисемитской риторикой и открытыми призывами к убийствам в сети отметился и стрелок из США, открывший огонь по прихожанам синагоги в Питтсбурге в 2018 году. Его преступление унесло 11 жизней, а 2018 год и вовсе сделало своеобразным мрачным рекордсменом последнего времени по количеству жертв антисемитизма в данных всё того же ежегодного мониторинга.
Вячеслав Моше Кантор, в то время возглавлявший Европейский еврейский конгресс, не мог проигнорировать преступление столь массовое и страшное. Произошедшее в Питтсбурге подтолкнуло его к тому, чтобы предложить американской еврейской общине помощь в налаживании собственной архитектуры безопасности с учётом того опыта, что уже накопился у общин в разных частях Европы. Но всё же главное заявление Вячеслава Моше Кантора касалось как раз интернета – и того ненавистнического контента, что, оставленный без должного внимания, подталкивает людей на преступления и рано или поздно всегда находит выход из сети в реальную жизнь.